“Я ЕЩЕ НЕ ВОЛШЕБНИК, Я ТОЛЬКО УЧУСЬ”
Осознание и понимание
Мы отчалили. Наша первая остановка – осознание понятия “желание”. Так что ориентировочный курс известен (осознание), путеводная звезда, на которую будем ориентироваться тоже (желание). То, что по пути к цели будут встречаться препятствия, сомнений нет. Штормы, течения, встречные ветра, возможно с кем-то придется расходиться курсами, а возможно обходить что-либо стороной. Так что по ходу движения лавировать придется и первое препятствие, встретившееся нам на пути – словарное или академические определение понятия.
Но прежде чем наполнить паруса ветром, надо все же кроме ближайшей цели определиться и с курсом, которым мы пойдем к ней. А курс мы выбрали – осознание. Вот с уяснения этого курса мы и начнем.
Что такое Осознание
Мы часто употребляем в своей речи понятия “Осознание” и “Понимание”, но видим ли мы различия между ними. Привычный научный подход часто отождествляет эти процессы, хотя они принципиально отличаются друг от друга. В этом отождествлении, пожалуй, вообще выражена суть всего научного подхода, в отличии например, от оккультизма, метафизики или других “околонаучных” дисциплин. Кратко этот подход можно выразить так: “Не существует ничего, чего невозможно понять, а то, что не понято сейчас, рано или поздно будет понято”.
В научном подходе нет места процессу осознания. Что здесь осознавать? Точнее осознавать здесь можно только основополагающие, базовые термины, положенные в основу научных теорий и доктрин, а все остальное, в том числе факты, доступные восприятию надо лишь интерпретировать, то есть рационально объяснять с помощью той или иной известной теории. Но все же, давайте попробуем немного разобраться в этом вопросе.
Я осознаю, что вокруг меня или со мной что-то происходит, но я часто могу не понимать, почему это со мной происходит. Разницу между осознанием и пониманием довольно сложно объяснить, выразить в словах, но легко почувствовать. Осознанию подлежат лишь воспринимаемые факты сами по себе, пониманию же доступны только причины проявления этих фактов.
Понять факт происходящего сам по себе, в отрыве от причинно-следственных связей в принципе не возможно. Понимание всегда оперирует временем. Если было что-то (причина в прошлом), то будет это (следствие в будущем). Если надо что-то (причина в будущем), надо сделать вот это (следствие, тоже в будущем, но предшествует причине). Осознание же всегда приходит в моменте здесь и сейчас, то есть осознать можно только то, что происходит именно в данный момент времени.
При этом осознание однозначно, факты просто есть, я их воспринял и осознаю. Понимания же фактов могут быть различны и зависеть как от логики мышления человека, так и от исходных данных, положенных им в основу своей интерпретации. Кстати, обыденное сознание человека, привыкшее к шаблонной интерпретации фактов, оперирует довольно узким набором исходных данных и упрощенной логикой мышления, а часто и вообще не опирается на логику.
Но это вовсе не означает примитивности обыденного сознания. Многое зависит не только и не столько от сложности его структуры или вообще осознания его самого человеком, а от цели его применения. Ведь именно использование обыденного сознания ведет к единству понимания одних и тех же фактов различными людьми, и именно оно отвечает за вербальное взаимодействие между ними. Словарь Эллочки-людоедки составлял всего лишь 30 слов, но ими она могла выразить практически любую свою мысль. Эрудит может в своей речи использовать 30 000 слов. Но вопрос не в форме выражения мысли, а в качестве и содержании самой выражаемой мысли. Первичные мысли Элочки и Эрудита могут и совпадать.
Таким образом, в современном обществе, ориентированном именно на научное объяснение действительности, факты имеют тенденцию срастаться с общераспространенными интерпретациями этих фактов (их объяснительными причинами). Подобное сращивание образует довольно жесткие однозначно детерминированные звенья единого восприятия фактов множеством людей. Классическая формула: “если – то”. Если рак на горе свистнул, значит это к дождю. Восприятие и осознание факта свиста рака на горе, однозначно понимается (интерпретируется) всеми, что это к дождю. На самом же деле привычные для нас звенья восприятия далеко не так однозначны, но об этом мы поговорим позже, когда будем рассматривать, что же такое действительность.
Сейчас же лишь добавим, что причины проявления фактов в нашем восприятии куда более иллюзорны и виртуальны, нежели так или иначе материализованные факты сами по себе, а, следовательно, эти причины и более пластичны, подвижны. В этой связи ошибки понимания встречаются куда как чаще, нежели ошибки осознания.
Иллюстрация различия осознания и понимания
Попробую привести небольшой пример, иллюстрирующий это различие. Кстати, различие между осознанием и пониманием, аналогично классическому различию между вопросами ЧТО (непосредственно факт) и КАК (причины появления факта). При этом вопрос “КАК” имеет различные вариации: “почему” (причины проявления факта в прошлом) и “зачем” (причины в будущем).
“Я ХОЧУ ЭТОТ ТОРТ” – я однозначно осознаю факт наличия своего желания относительно именно этого торта. Если же я задамся вопросом понимания этого своего желания, то я уйду из области чувств (чувство голода или предвкушения удовольствия) в область концепций: Как я могу хотеть этот торт, он такой калорийный, а я на диете; Почему я хочу именно этот торт, прошлый раз он был не свежий и не вкусный; Ну и зачем мне такой большой торт, завтра он потеряет свой вид и вкус, и так далее. То есть в отличие от осознания (мое желание однозначно), понимание, связанное с поиском причин, объясняющих мое желание относительно именно этого торта, многовариантно. Именно поэтому здесь, в отличие от осознания факта, проявляется целое поле для возможных инсинуаций.
Активность и деятельность
Но это еще не все отличие осознания и понимания. Я специально делаю такой достаточно далекий экскурс в эту тему, потому что между осознанием и пониманием есть еще одно, но уже легко воспринимаемое различие. Понимание причин происходящего никогда не порождает активности человека. Ну, понял я что-то и понял, и то хорошо. Сегодня понял, завтра забыл. Активность порождает не понимание, а именно осознание того, что происходит. Если Вам хочется торт, Вам совершенно безразлично, почему хочется именно этот торт, чаще всего Вас абсолютно не интересуют причины Вашего желания и, Вы просто берете кусочек и съедаете его. В этом акте поглощения торта проявляется Ваша активность. Понимание же, в отличие от осознания, не порождает активность, а эксплуатирует ее. Оно накладывает свое видения на возможный выбор (ограничивает спектр возможностей) действий человека. Съешь не этот, а тот кусочек торта, он свежее.
Иными словами осознание порождает активность, как способность что-либо делать, но не дает ясного видения того, что же конкретно можно или нужно сделать. Объект осознания абстрактен, хотя и направлен на что-то. В случае с тортом, это может быть некий образ чего-либо сладкого, что очень хочется принять, что называется внутрь, прямо сейчас.
Объект понимания уже более конкретен. Понимание выбирает из имеющегося в его распоряжении объема информации ту, которая необходима для конкретизации выбора и осуществления действия. При этом совершенно не важно, сознательный это выбор или бессознательный. Этот торт я выбираю потому, что он… далее следуют критерии моего понимания данного выбора. Например, этот торт низкокалорийный, аппетитный, свежий, с ягодкой, мама посоветовала и так далее. Но совет мамы, никак не побуждает меня к действию, если во мне нет осознания своего желания.
То есть, осознание работает в чувственной и энергетической областях переживаний человека. В общем случае оно иррационально и не может быть ясно выражено в словах. Понимание же работает на мысленной, в общем случае рациональной, символической и в большей степени вербальной области переживаний. Понимание выражает осмысление факта, его взаимосвязь с другими известными фактами. При этом, как мы уже отмечали, активность порождает именно осознание, понимание же лишь ограничивает спектр возможных действий, конкретизируя деятельность человека, направленную на исполнение желания.
В этой связи, с учетом заявленной нами цели поиска практического применения полученных выводов, а не построение строгой научной доктрины, мы в общем случае будем ориентироваться в большей степени на чувственную сторону рассматриваемых вопросов, а не их рациональное объяснение, классификацию или определение. То есть мы будем искать ответ не на вопрос, что надо сделать, чтобы мое желание исполнилось, а на вопрос, почему во мне нет активности, порождающей деятельность по исполнению моих желаний.
Поэтому мы не будем давать строгих определений различным понятиям, чувственная сторона которых понятна и без слов. Так мы употребили выше понятия “переживание”, но не дали ему определения, так как на уровне чувств, оно понятно и без слов. Если же при дальнейшем рассмотрении темы нам придется углубиться в более ясное осознание этого понятия, мы и вернемся к его рассмотрению.
Резюме статьи
Многие базовые термины, свободно используемые в нашей повседневной речи, тесно переплетены друг с другом и выражаются одно через другое. Подобное переплетение часто ведет к отождествлению различных понятий, слиянию заложенного в них смысла, что допускает ошибочное толкование, понимание и их последующее использование.
Понятие смысла тесно связано с пониманием сути чего-либо и главное с практическим применением объекта, связанного с этим понятием, в жизни человека. Смысл чего угодно познается человеком только в процессе понимания, то есть увязывания его, посредством причинно-следственных отношений, с некоторой уже имеющейся совокупностью известных понятий, положенных в основу действительности человека. Подобные отношения и образуют понимание человеком чего-либо.
Совсем иную суть выражает отношение тождества. Это в большей степени отношения именования, или создания алиаса, в компьютерной терминологии. В обыденной речи человек часто использует многие понятия, доступные ему лишь в результате отождествления или выражения через другие, без уяснения сути. Но без понимания сути первичного понятия, уяснение смысла второго никогда не происходит. Именование никогда не объясняет ничего и не ведет к осмыслению.
Более того, неправомерное отождествление не связных понятий может вести к тому, что человек начинает применять их в своей жизни, не понимая их сути, то есть осуществлять действия, адекватные в отношении одного понятия, но совершенно некорректные по отношению к понятию, в отношении которого осуществлено ошибочное отождествление. И чем больше спектр некорректных отождествлений принят человеком в свою реальность, тем больше ошибок по жизни он осуществляет.
Почему происходит подобное ошибочное отождествление? Потому что оно, несмотря на отсутствие ясного осмысления понятий, все же ведет к их осознанию, в результате чего человек начинает воспринимать связанные с ними объекты реальности, хотя и не в состоянии наладить адекватное взаимодействие с ними.
Установление отношений тождества различных элементов не связных множеств, собственно говоря, и отражает процесс осознания человеком чего-либо. Но этот вопрос мы будем рассматривать во второй части этой статьи. А пока остановимся и сделаем паузу, чтобы осознать различие процессов понимания и осознания.
RSS лента комментариев этой записи