Мировоззрение
Система обобщенных взглядов:
-
на объективный мир и место человека в нем;
-
на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе;
-
обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Чем может быть обусловлена эта система взглядов или по другому чем она может определяться? Общей картиной мира, являющейся синтезом знаний и чувств человека о природе и социальной реальности. Сегодня уже ясно просматривается несоответствие деятельности человека как единого биологического вида тем общим законам, которыми управляется развитие биосферы. Деятельность человека, выработанная на прежних цивилизационных парадигмах, ведет, к деградации биосферы и не способна гарантировать сохранения человека в ее составе. С чем могут быть связаны эти неутешительные выводы?
Современная научная мысли делит общую картину мира на два фундаментальных блока:
-
-
Естественно научная картина мира;
-
Социально историческая картина действительности.
-
На них мы и остановимся.
Естественно научная картина мира
Естественнонаучные знания претендуют на фундаментальные представления о структуре окружающего мира и месте в нем человека. Так ли это, не эти ли самые естественнонаучные знания, привели человека на грань экологического кризиса? Могут ли они в действительности в полном объеме предложить полноценную, всеобъемлющую картину мира и место в ней человека. Не ведет ли узкая специализация направлений науки к отрыву от цельности мировосприятия и как следствие к искажению основополагающих научных выводов. По делам их узнаете их. Это библейское изречение как нельзя более кстати подходит именно к современной научной концепции мировоззрения. Именно она привела человечество к кризису. Но есть ли она единственная? Нет.
Еще представители древнейшей элейской Школы вскрыли противоречие между двумя картинами мира в сознании человека; той, которая получена посредством органов чувств, через наблюдение; и другой, полученной с помощью разума, логики, рационального мышления. Обе картины мира являются результатом человеческого познания, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположны.
Качественное различие между отражением внешнего мира разумом и чувствами (мышлением и ощущением, логическим и чувственно-образным) привело к длительной конкуренции различных философских школ вплоть до победы научно-технического прогресса. Именно благодаря ему естественно-научная картина мира (материалистическая школа, являющаяся картиной отражения разумом) стала общепризнанной, вышла на первый план и о существовании второй, чувственно-образной картины мира было забыто.
Результаты этого процесса мы пожинаем сейчас. Разум и чувства две стороны одной медали. Их нельзя делить, более того, их нельзя противопоставлять. Это два дополняющих друг друга метода познания, как мужское и женское начало в человеке. Они не существуют порознь. Только в синергии, во взаимодополнении. Пренебрежение одной из них ведет к разрушению единого, к деградации целого. Именно это привело человечество к кризису.
Поэтому в материалах данного раздела мы постараемся освещать обе картины мира, что бы получить цельную образно-логическую картину мира. И здесь нет никакого противоречия. Истина всегда одна. Где спор возможен, там истина закрыта. Трудность материала появляется там, где истины нет, где необходимо завуалировать ложь. А истина всегда проста и познаваема как чувствами, так и разумом.
Социально-историческая картина действительности
Социально-историческая картина действительности, выражает систему взглядов современного человека на общество и место человека в нем. Но что это такое, социально-историческое? Уже изначально в самом названии подразумевается общественная сущность человека, доказываемая исторически? Ничего другого и быть не может? Человек существо общественное? А индивидуальность здесь где-нибудь присутствует? Вне общества человек жить не может? А что такое общество? Мать и дитя это общество? Или это ячейка общества?
В этом вопросе мы также видим перекос двух концептуальных подходов, а именно общественной сути и индивидуальности человека в сторону общества. В современной концепции индивидуальность, конечно, есть, но только под жестким контролем общества. Это нечто второстепенное, можно даже сказать производная от общественной сущности человека. Так ли это? Соответствует ли это действительности? Ведь современные технологии манипуляции сознанием способны разрушить в человеке знание, полученное от реального исторического опыта, заменить его искусственно сконструированным знанием.
Социально-историческая картина действительности передается отдельным индивидам с помощью книг, лекций, радио и прессы, театральных представлений, кинофильмов и т.д. Основной закон современного общества, это закон большинства. Но у большинства вообще нет индивидуальности. Крылатая фраза А.Райкина, - “Я, как и все мои товарищи…”. Она не просто входит в наш мир, она целенаправленно внедряется нам в психику. Где уж в таких условиях выйти на передний план моей индивидуальности, но мы ведь люди, Человеки. Для нас нет невозможного. И индивидуальности мы будем уделять внимания даже больше чем обществу.