Формы деятельности человека
Мы посвятили много времени рассмотрению элементов и терминов, определяющих деятельность как таковую и в особенности деятельность человека. Естественно, все это мы провели не для того, что бы поупражняться в логике, а для уяснения понятия труда, с которого и начинали тему нашей рассылки. На основе имеющихся понятий, мы теперь можем провести свою классификацию деятельности человека, которая и позволит нам осознать, что же такое труд. Но первоначально, рассмотрим некоторые уже существующие в современной психологии признаки такой классификации, для того, что бы показать, никакой Америки мы не открываем, а лишь рассматриваем проблему с некой другой стороны, как бы даем на нее некий другой взгляд.
Существуют многообразные классификации типов и форм деятельности человека - разделение деятельности на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д. Нам они не нужны. Для понимания процесса труда, рассмотрим качественную классификацию деятельности по двум признакам. Первый из них это признак отчуждения результата деятельности. Результат деятельности человека может принадлежать самому человеку, а может принадлежать кому-либо другому. Второй признак, это признак репродуктивности. С него и начнем.
Классификационные признаки деятельности
Продуктивная и репродуктивная деятельность
Любая деятельность человека может быть отнесена к репродуктивной (направленной на получение уже известного результата известными же средствами) или к продуктивной, связанной с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.
Что может означать репродуктивная деятельность с точки зрения нашей модели психики? Получение известного результата может означать только одно, этот результат однажды уже был получен, его отражение находится в психике, как отражение реального, когда-то ранее воспринятого объекта действительности. Следовательно, он является одним из элементов знания индивида. "Я уже ЗНАЮ, что это ТАК".
Технология достижения требуемого результата мне известна. Мне известны средства и последовательность действий с ними, необходимые для его получения. Таким образом, программа воплощения целевого объекта в окружающей действительности прозрачна для меня и также является элементом моего знания.
Как мы уже определились, знания относятся к области условных рефлексов. Инициатором такого рефлекса является постановка цели, к такому-то сроку получить то-то. Выходным элементом рефлекса является получаемый результат. Программа воплощения цели, или по другому технология достижения результата есть непосредственно тело рефлекса. Выработка такого рефлекса возможно когда-то и характеризовалась человеческим фактором, но его реализация относится в чистом виде к животному уровню.
Вместе с тем, значение репродуктивной деятельности недооценивать нельзя. Во-первых, подражание, как элемент репродукции, то есть повторения за кем-либо является наиболее естественным для индивида путем усвоения каких-либо навыков и ценностей. Правда не только для человека, но и для любого представителя животного мира.
Во-вторых повторить результат или способ действия не всегда просто, а иногда даже сложнее, чем впервые случайно получить его. И даже если выработка технологии получения результата уже не является репродуктивным действием, осуществляя поиск этой технологии, Вы, скорее всего, будете использовать уже проверенные методы и способы (индивидуальный опыт), стараясь повторить их в некой уникальной последовательности или применить к другим средствам.
Поэтому, сам процесс выработки новой технологии в целом относится к продуктивной деятельности (на то она и новая, эта технология), но реализация ее элементов в большей степени, это репродуктивные действия, то есть навыки и умения, выработанные человеком в течение его жизни. В этой связи, отработанная технология всегда связана с человеком, ее создавшим. Она базируется на его индивидуальном жизненном опыте и, кстати, это вовсе не означает, что она единственная, истинная и предназначена именно для Вас. Возможно для Вас, “чужая” технология не только неэффективна, но и вредна. Если конечно Вы не созданы по “образу и подобию” человека (в большей степени общечеловека), создавшего эту технологию.
Таким образом, ведущую роль в деятельности человека должна играть именно продуктивная деятельность. Она всегда индивидуальна, всегда уникальна, в отличие от репродуктивной, которую в принципе можно передать другому человеку, машине или животному, при наличии соответствующей технологии. В плуг можно впрячь и трактор с трактористом, и лошадь и, в принципе, человека или группу людей.
Резюме репродуктивной деятельности
Продуктивная деятельность характерна именно для человека, потому, что именно он и только он из всех известных нам представителей окружающей действительности обладает инструментом, позволяющим ему не только повторять уже имеющееся, но и осуществлять поиск чего-либо нового. Будь-то новый объект, воплощенный в окружающей действительности или новая технология получения уже известного результата (поиска новых средств и способов достижения имеющейся цели).
Новизна (оригинальность) - отличительный признак продуктивной деятельности. Но, необходимо отметить, новизна сама по себе не может являться самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от полезности конечного результата может привести к пустым нововведениям, в которых отсутствует хоть какая-то возможность их конкретного применения. Так, например, чернильница с пробкой внизу будет естественно отличаться высокой степенью оригинальности, но будет совершенно бесполезна с практической точки зрения. Полезность есть в первую очередь категория практического применения результата в своей деятельности.
Отчуждение результата деятельности
Что означает понятие "результат деятельности" понятно. Но что означает понятие "отчуждение"? Термин настолько не понятный, насколько же и элементарный.
"Отчуждение" противоположно "Присвоению" - то же самое понятие, только с обратным знаком. Таким образом, отчуждение результата деятельности означает то, что результат конкретной деятельности человека, то есть цель этой деятельности, ради которой она и осуществлялась, в конечном итоге самому человеку не принадлежит. Он делает это что-то не для себя, а для кого-то другого. То есть происходит отрыв цели его деятельности от результата этой самой деятельности. Цель моей деятельности произвести 100 коробок чего-то за смену, а результат моей деятельности, галочка у менеджера, что день отработан. Трудодень такой. Наберу таких трудодней побольше, получу зарплату побольше.
По этому признаку, деятельность человека может быть разделена на деятельность, результаты которой принадлежат человеку, и деятельность, назовем ее ради галочки. То есть деятельность, в результате которой я получаю совсем не то, что, собственно говоря, является результатом моей деятельности. Либо осуществляется подмена результата моей деятельности, либо я получаю лишь часть от этого результата. Например, я пеку хлеб, но получаю за это деньги. Или по другому, я пеку хлеб тоннами, а получаю за свою работу буханку в день. Что бы с голоду не помер.
В случае отчуждения результата деятельности человек выступает в роли, вола, лошади, трактора, то есть является просто рабочей машиной, на которую возложена некая функция. Скажем так, не зависимо от самого человека, на выходе его деятельности (функции) должен быть получен определенный результат, принадлежащий какому-либо объемлющему процессу, а не самому человеку (машине). Эдакий встроенный элемент некой надсистемы, предназначенной для воплощения в окружающей действительности результата, в конечном счете, не ясного и не понятого самим этим элементом. "Мы люди рабочие, маленькие, наше дело работать. Это пусть там … на верху думают".
Таким образом, сам человек и его деятельность, становятся неким производственным актом, элементом некоего объемлющего процесса, производящего какой-либо продукт, принадлежащий хозяину. Другими словами, отчуждение результата деятельности, есть ничто иное, как изощренная степень рабства. Именно раб отсвоен от им же производимого результата и вся его деятельность направлена на производство продукта для хозяина, кто бы им не являлся.
Когда человек нанимается на работу для осуществления какого-либо производственного процесса, он рассматривается как рабочая сила, как средство, а не как цель производства. Как единица наемной рабочей силы, в этом случае, он становится рабом своей рабочей силы в прямом смысле этого слова. Он, как человек, как личность, никому не нужен, он нужен как носитель, как некий саркофаг этой самой рабочей силы, обладающей требуемыми характеристиками. Не надо думать, что мы говорим о рабочем на заводе. Носителем рабочей силы является любой наемный работник.
Какой может быть деятельность, производящая отчужденный результат? Целенаправленной или целесообразной? О какой цели в этом случае идет речь? Мне как рабочему глубоко наплевать, что за болванку я там произвожу, где она будет использоваться, и ради какой цели ее будут применять. Но мне не наплевать, сколько болванок за смену мне зачтут. За это я получу деньги. Следовательно, такая деятельность однозначно может быть целенаправленной. То есть моя деятельность направлена на достижение конкретной цели. Сто болванок за смену. Но целесообразной такая деятельность не будет. Моя цель, сто болванок, не соответствует никакому образу. Следовательно, она не целе-со-образна. Но всегда ли деятельность, производящая отчужденный результат не целесообразна?
Конечно, нет. И даже наоборот. В современном обществе, такая деятельность скорее даже целесообразна, чем целенаправлена. Рутинные функции все же передаются автоматам. Рассмотрим пример. Научный работник, разрабатывающий некий элемент, какого-либо глобального проекта. А может и не очень глобального. Разработал он, скажем новый синхрофазатрон. Можно ли разработать этот агрегат без предварительного образа? Конечно, нет. Только в соответствии с неким идеальным образом можно было написать техническое задание, осуществить разработку, производство, доставку, сборку, наладку комплектующих деталей, провести комплексные испытания агрегата. Этот образ направлял всю деятельность ученого по разработке своего детища. Он, этот ученый очень хороший, умный такой, продвинутый, но вот создал нечто, а для чего сам не знает. Ну, если конечно не по заданию партии. Совсем не давно этой формулировкой можно было прикрывать любые цели вообще.
Итак, для чего созданный агрегат нашему ученому нужен лично? Любоваться микрочастицами? Потешить свое самолюбие? В принципе возможно. Посмотрел, потешил, дальше что? Зарплату получил? Да, получил. Но сколько потратил? Тех же рублей, на разработку, создание и эксплуатацию своего детища? Факт остается фактом, результаты своей деятельности он непосредственно, для себя использовать не может. Если конечно он не хочет вылечить, например, какое-нибудь заболевание лучами этих разогнанных микрочастиц. Но для этого, кроме физики, он должен еще познать и медицину. Эдакий Ломоносов, гений и в физике, и в технике и в медицине.
Теоретически возможно, практически исключено. Узкая специализация понимаете ли. Все познать и усвоить одному в столь разных областях не возможно. Во времена Ломоносова, на том уровне развития, такие гении еще были возможны, но сейчас маловероятно. В любом случае, это будет исключение, подтверждающее правило. А именно, участвовал наш ученый в каком-то объемлющем проекте, как звено, элемент, как некий производственный акт. Хотя деятельность его и была целесообразной. Был ведь образ. И ему все действия ученого соответствовали. И создал он свое нечто с благими побуждениями. А вот кто, когда и в каких целях использовать это его детище будет, это уже дело…, видимо той же партии. Наше дело маленькое, создали, ну а дальше трава не расти. Что и для кого создано-то? Для хозяина?
Резюме деятельности с отчужденным результатом
Наемный работник, как человек, отчужденный от результатов своей деятельности, РАБ. В прямом смысле этого слова он раб своей рабочей силы. Как человек он не может произвести нечто бесполезное для себя. Как саркофаг рабочей силы, он может внести в этот мир все что угодно. Он раб хозяина своей рабочей силы. А хозяин - тот, кто осуществляет производственный процесс, элементом которого является эта рабочая сила. Тот, кто знает, к какому результату этот процесс приведет и с какой целью, этот результат в последующем будет использоваться.
Рабочая сила, общественный термин. Для человека лично рабочая сила не нужна. Она нужна только обществу. Именно оно ввело это обобщающее человека понятие, и именно оно разделило все человечество по этому критерию. Рабочая сила “рабочего у станка”, не равна рабочей силе “творческой интеллигенции”. Являетесь Вы носителем определенной формы рабочей силы, получите от общества соответствующие “блага” или “дули”. И это надо четко понимать. Рабочая сила человеку лично НЕ НУЖНА. Ему нужны эти самые “блага”. А рабочая сила, лишь средство получения этих благ от общества. И другого пути получения этих благ, кроме как от общества, “среднестатистический” человек не знает. Потому и срастается со своей рабочей силой, и в обществе представлен, исключительно как ее носитель.
Именно поэтому, если человек, находясь в обществе, не осознает своей зависимости от своей рабочей силы (зависимости от общества), он раб и в переносном смысле. Он раб чужого ложного общественного мировоззрения, он не понимает сути своего рабства. Он среднестатистический общечеловек. Он НИКОГДА не сможет самостоятельно избавиться от этого общественного мировоззрения. Для него этого рабства просто не существует.
финансист в кризисе
Хорошо пишете. Надеюсь, когда-нибудь увижу нечто подобное и для своем блоге…
Никакого секрета нет. Просто не известно куда отвечать :-) На всякий случай пишу здесь. Из Воронежа.
--------------------------------------------------
Если чего-то не хватает, предложите свой вариант, если же его не знаете, то с чего взяли, что чего-то не хватает?
Андрей Хитров
RSS лента комментариев этой записи