Ты сам делаешь выбор, и получаешь то, что выбрал


Направление поиска

Завершив рассмотрение статического отличительного признака человека, мы плавно переходим к поиску динамического. Напомним, что под динамическим показателем, принято понимать определенное свойство чего-либо или кого-либо, способное изменяться с течением времени. В частности, именно динамические признаки, позволяют выживать (приспосабливаться) животным к изменяющимся условиям их обитания. 

Где мы ищем?

Динамика, это всегда изменение свойств какого-либо объекта во времени. А раз так, то к текущему моменту, у развивающегося объекта должна быть история, то есть последовательность этих самых изменений самого объекта исследования. Следовательно, поиск динамического отличительного признака человека надо искать в истории его развития. Обратите внимание, на то, что в современном обществе историей развития человека принято называть не совсем то, что нам надо. Современное толкование истории не имеет отношения к собственно истории развития самого человека. Это может быть развитие чего угодно. В первую очередь это история развития наций, история поколений правителей этих наций, история троглодитид (предков человека на основе эволюционной теории, зарождение самого человека), библейское толкование (хотя в большей степени это история пророков и правителей еврейского народа), археологическое и лингвистическое толкование истории племен и народов и т.д. Собственно истории развития самого человека нет. Есть намеки на возможные варианты его развития в отдельных направлениях науки, которые относятся сейчас к истории.

В этой рассылке мы также не собираемся претендовать на полное описание истории. Это тема других рассылок и исследований. Мы постараемся лишь найти факты, способствующие поиску того, что мы ищем, а именно динамического отличительного признака Человека. Но, прежде чем начать рассмотрение фактов истории, как мы это делали и ранее, определимся с понятиями. А что вообще есть история?

История есть изменение (развитие) чего-либо во времени. Развитие, как мы уже говорили, есть переход на новый качественный уровень, по сравнению с предыдущим. И все. Ни о каком направлении этого развития, здесь речи нет. Будь-то классический подход (соответствующий теории Дарвина, путь развития от обезьяны к человеку) или подход “Золотого века” (библейский падший ангел, концепция Анастасии, в книгах В.Мегре серии “Звенящие кедры России”, путь от человека к обезьяне), все равно. Для нас сейчас не принципиально, какой из этих подходов истинный. И тот и другой есть развитие (последовательность  качественных изменений во времени). Поэтому, при рассмотрении нашего вопроса мы постараемся учитывать оба этих подхода.

Что мы ищем?

С развитием определились, поставим точку в вопросе, что же мы будем изучать, а точнее что мы будем понимать под “человеком”, в смысле истории. Рассматривать физиологические особенности человека и их изменение, смысла нет. Вряд ли они принципиально могли измениться за последние, скажем, так десять двадцать тысяч лет. Следовательно, нам желательно рассмотреть изменения внутреннего содержания человека, изменения его структуры, его психики. И на основе этих изменений, постараться найти отличительный признак. Но, мы не можем уйти в прошлое и посмотреть, что же было у человека, где-то внутри даже вчера, не говоря уже о смене поколений. Следовательно, у нас нет возможности непосредственного исследования изменений психики человека с течением времени. А что же тогда мы можем изучать?

Мы знаем, что психика есть набор связей различных элементов. Следовательно, изменения психики, есть ничто иное как изменение этого самого набора связей. Что бы продолжить тему необходимо немного отвлечься и ответить на вопрос, а что вообще есть понятие “связь”?

Не вдаваясь в подробности, определим для себя, что любая связь, есть некоторая степень зависимости связанных объектов. Есть связь чего-то с чем-то, есть зависимость первого от второго и наоборот. Следовательно, любые изменения первого объекта, всегда отразятся на втором (связанном). Дерни за веревочку, дверь и откроется. На лицо связанные элементы, веревочка и дверь. Другими словами, изменения первого связанного элемента всегда отразятся на втором. Другой вопрос будет ли оно, это отражение существенно для второго. В нашем примере, безусловно, да, дверь была заперта, а теперь открыта. Отражение существенно. Но мы не будем рассматривать сейчас эту тему. Сейчас нам важно кое-что другое. В нашем ментальном исследовании (у нас нет возможностей прямого изучения), мы можем увидеть только проявления внешних связей человека, оставляющих следы в окружающей действительности (зависимостей человека от нее), а нам необходимо найти изменения внутренние, изменения структуры психики. Связанны ли эти понятия?

Безусловно. В структуре психики выделяются внешние связи (в нашей терминологии чувственные и управляющие элементы) и внутренние (идеальные элементы). Объективно (со стороны) мы можем наблюдать только проявление внешних связей в окружающей действительности. Но психика осуществляет взаимообусловленную связь между всеми своими элементами. Следовательно, как у связанных элементов, изменения внутренних связей должны отразиться на внешних, и наоборот. При этом внешние изменения могут отразиться на внутренних связях, а может, и нет (животное приспособится или вымрет). Но изменение внутренних связей всегда отразятся на внешних. Более того, изменению внешних связей изменения внутренних предшествуют (за исключением глобальных природных явлений). То есть набор внешних связей человека отражает не только его внешние, но и внутренние связи, структуру его психики, хотя бы и частично. Не может обезьяна сменить древесный образ жизни на полевой, без изменения внутренней структуры всей психики (всего образа жизни). Точно также как не может она в одночасье сменить банан на жареный антрекот. Сначала сырой его съест, а уж потом, лет через… возможно и поджарит.

Таким образом, анализируя проявления внешних связей, мы можем хотя бы и косвенно судить о возможных внутренних изменениях психики человека.

Итак, под развитием человека мы будем понимать качественное изменение какого-либо набора взаимосвязей человека с окружающей действительностью, так или иначе проявляющееся в реальном мире и оставляющее в нем определенные следы во времени. Следовательно, изучаемый нами вопрос, заключается в анализе временной последовательности качественных переходов внешних взаимосвязей человека.

Как мы ищем?

Мы определились,  где и что мы ищем. Но прежде чем говорить о возможных качественных переходах внешних связей человека, необходимо понять, какими эти связи, оставляющие следы во времени, вообще могут быть? Посмотрев широко, разобьем весь набор возможных внешних связей человека по следующим критериям: Связи человека с “неживой” и “живой” природой, связи человека с растительным и животным миром, связи человека между животными и людьми. Всего четыре направления:

  • Взаимоотношения со средой обитания (земля, солнце, воздух, недра)

  • Взаимоотношения с растительным миром

  • Взаимоотношения с животным миром

  • Взаимоотношения с человеком (друг с другом и обществом)

Нам необходимо проанализировать возможные изменения связей человека поуказанным четырем направлениям, и на основе полученной информации постараться вывести изменяющийся у человека признак, статичный у животных. Он и будет динамическим признаком, отличающим человека от животного.Несколько добавлений

Мы не будем сейчас обсуждать вопрос, что такое хорошо, а что такое плохо. Для классификации по этому признаку, нам нужен критерий, в соответствии с которым мы можем отнести явление к хорошему или к плохому. Говоря, например, о том, что современная "традиционная" медицина отказалась от лекарственных растений (фитотерапия) в пользу таблеток (медикаментозное лечение), мы не утверждаем хорошо это или плохо. С точки зрения времени (критерий скорости реакции) снятия головной боли таблетка, безусловно, лучше. Но с точки зрения последствий пагубного влияния таблетки на организм человека, классификация будет противоположной. Не имея критерия отличия хорошего от плохого, мы можем лишь утверждать, что потеряв одну зависимость (потребность в сборе лекарственных растений), человек приобрел другую (необходимость синтезировать препараты, чаще всего аналоги естественных). То есть произошла определенная замена его зависимостей.

Мы также не будем рассматривать вопросы влияния на организм человека синтезированных таблеток, гомеопатии или фитотерапии. Мы не знаем хороша эта замена или плоха. Наша цель другая. Найти отличия человека от животного, а оно не может быть не хорошим не плохим. Оно должно быть однозначным.

 


Добавить комментарий