Изменение другого – пустая трата времени. Только сам человек может изменить себя

 

Истоки исследований

  

Где же все-таки мы можем почерпнуть крупицы исследований рассматриваемого вопроса. Надо ведь от чего-то отталкиваться... Все-таки есть. Вопрос отличительной особенности человека тесно рассматривается с проблемой начала человеческой истории. Бросим взгляд на эту проблему, может быть, здесь мы найдем что-либо интересное для себя.

 Первый подход к началу человеческой истории, связан с появлением у человека в определенный момент чего-то нового сравнительно с предшествующим уровнем, что однозначно начинает выделять его из окружающей действительности (статический признак). Это идеалистический подход (религия, метафизика), который предполагает наличие у человека нечто, коренным образом "с самого начала" отличающее его от остальной природы. Это такие атрибуты, которые не изменяются на всем протяжении его истории. К таким признакам обычно относят способность к труду, общественную жизнь, разум (абстрактно-понятийное мышление), членораздельную речь. Каждое из этих явлений, конечно, развивается в ходе человеческой истории. Но изначально, к внешнему определению начала истории относится лишь идея появления с некоторого времени этого в дальнейшем постоянно наличного признака.

 Трудности, которые возникают на этом пути раздумий, связаны в первую очередь с тем, что все эти признаки не очень-то являются отличительными: "почти" все это имеется и у животных, причем, в соответствии с установкой исследователя, это "почти" способно утончаться до величины весьма малого порядка. При этом сам признак, из области констатации его в начале человеческой истории (отличительная особенность именно человека, бездонная пропасть между ним и животным), становится мостом, или безмерно плавной эволюцией этого признака скорее количественного, чем качественного рода. Это как раз те самые 50 процентов, левее которых Вы животное, ну а правее - человек, что отрицает саму идею наличия пропасти (отличительного признака) между ними.

 Другой возможный подход к началу человеческой истории заключается в том, что история есть непрерывное изменение чего-либо, имеющее направление, вектор, - что называется прогрессом. В этом случае, отличительным признаком человека является какое-либо свойство, статичное у любого представителя животного мира, но изменяющееся во времени у человека (динамический признак). В этом случае история развития этого признака и есть собственно история человечества.

 Этот взгляд не так тривиален, и для его рассмотрения необходимо уделить некоторое время понятию прогресса. Большой энциклопедический словарь дает нам следующее определение: “прогресс есть направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному”. Иными словами, что-то или кто-то переходит от простого к чему-то более сложному. При этом прогрессирующий объект преодолевает или разрушает, нечто ранее существовавшее, и на его обломках строит нечто более совершенное. Но в этом случае, это противоположное, что существовало ранее, а теперь разрушено, переводится из состояния более сложного к простому, претерпевает регресс. То есть процесс обратный прогрессу. Следовательно, при определении отличительного признака можно говорить как о прогрессе какого-либо свойства, так и о регрессе ему противоположного. Иными словами о развитии (изменении) каких-либо свойств объекта изучения.

 Тот же словарь дает нам и определение развития. Развитие есть необратимое направленное закономерное изменение объекта, в результате которого возникает его новое качественное состояние. То есть потихонечку, помаленечку (в полном соответствии с теорией эволюции) какое-то свойство зародилось у животного, развивалось, развивалось, пока не переросло в качественное отличие этого свойства у человека. Например, зародилось мышление у обезьяны и переросло в ходе ее прогресса в интеллект у человека. Но почему у человека интеллект не может регрессировать до уровня обезьяны? Разве мы не видим этого сплошь и рядом сейчас? Оглянитесь вокруг, но... Не будем пока останавливаться на этом. Попробуем разобраться с определением.

 Итак, прогресс есть необратимое, направленное, закономерное изменение объекта от простого к сложному, в результате которого возникает его новое качественное состояние. Регресс - тоже самое, но при изменении от сложного к простому. Первое, что бросается в глаза, это необратимость процесса развития. Почему необратимое? Если объект претерпевает ряд качественных изменений, даже и необратимых, что мешает ему в ходе этих изменений вернуться к исходному состоянию? Ведь качественный скачок всегда строит новое на обломках ранее существовавшего. Претерпевая ряд превращений, исходное состояние может быть новым для одного из предыдущих. И в этом случае объект вернется к исходному состоянию. Мы получим замкнутый процесс, но разве сам объект не развивался, переходя из одного состояния в другое? А если он вернулся в исходное состояние на 99 процентов своих свойств, а один процент оказался измененным? Это то самое развитие по спирали, при котором основная масса всех процессов обратима и повторяется с завидным постоянством.

 Мы уже знаем, что прогрессу всегда сопутствует регресс чего-либо противоположного. Поэтому можем сделать вывод, что развитие это не только переход от простого к сложному, но и обратный процесс. Не зря в определении развития говорится о качественном переходе, но не говорится в каком направлении.

 Возьмем, к примеру, жизненный цикл чего-либо, из небытия к небытию. От идеи переход к проекту, от проекта к опытному образцу, затем вновь к проекту (и так может повторяться несколько раз, пока мы не получим нужных нам свойств) и лишь затем к производству, эксплуатации и списанию. То есть в ходе своего развития, объект может повторить одну или несколько цепочек своего качественного изменения, возвращаясь при этом к одному из промежуточных состояний (обратимость процессов). А собственно говоря, Ваша жизнь (или череда их повторений)? Вы всегда развиваетесь необратимо и направленно? Или Вы не развиваетесь вообще? А половая клетка, которая путем повторения процесса деления, ведет к появлению нового человека? Да и вообще, как быть с одним из основных законов философии, переходом количества в качество? Давайте остановимся на том, что не может быть качественных изменений без повторения (количественные изменения) обратимых процессов.

 Таким образом, мы можем отбросить в определении развития необратимость, направленность, ну и закономерность. Она нас не очень волнует на данном этапе. В итоге получаем, что развитие есть переход на новый качественный уровень, по сравнению с предыдущим.

 Все предыдущие инсинуации были представлены только для одного. Показать, что в истории, в том числе истории человека, может и должно относиться не только развитие в смысле прогресса каких-либо его свойств (динамических признаков), но и в смысле их регресса. В ходе своего развития человек может не только (а может быть не столько?) прогрессировать, но и деградировать.

 Вопрос остается открытым, на каком этапе своего развития (дуге витка спирали) находится человек сейчас, по крайней мере, в основной своей массе. Не будем сейчас на этом останавливаться. Но теперь, во всяком случае, нам ясно, что динамический отличительный признак (признаки) человека, необходимо искать только в истории его развития.

 


Добавить комментарий