Что такое ремесло (часть 2)

В прошлом выпуске мы определились понятием ремесла и выделили в этой форме деятельности наши классификационные признаки деятельности человека. Итак, ремесло это репродуктивная деятельность человека связанная с присвоением результатов его деятельности. Посредством своего производственного опыта ремесленник производит некий результат, который затем по своему усмотрению использует. Не важно использует ли он этот результат сам, передает общине, заказчику, купцу и так далее, важно, что результат его действий полностью принадлежит ему самому и он распоряжается им самостоятельно, по своей прихоти. 

Репродуктивная деятельность с присвоенным результатом

Психологический анализ репродуктивности деятельности с присвоенным результатом 

Исходя из сказанного, рассматриваемая нами форма деятельности человека направлена на получение желаемого человеком результата известными способами и средствами. Желаемость результата в этом случае означает то, что непосредственный результат деятельности будет принадлежать самому человеку, так как именно он лично  стремиться получить или достичь его, и именно этот желаемый результата побуждает человека к самой деятельности. Известные способы и средства, это то, что человеком в прошлом было осуществлено неоднократно с гарантированным результатом.

Отличительными особенностями этой формы, являются однообразные действия человека, направленные на получение некоторого средства, с помощью которого человек достигает своих желаемых целей. Если сапожнику нужны сапоги, он получает их посредством своих действий по пошиву, если ему нужны брюки, он получает их в обмен на дополнительную пару сапог, произведенную им для обмена. Как видим действия человека одни, а цели различны. Очень похоже с рассмотренной нами формой работы. Те же однообразные действия, результат которых является средством достижения личных целей.  Не зря в историческом экскурсе, эти формы плавно перетекают из одной в другую. Но есть между ними и существенное различие. 

Действия работника всегда осуществляются по указанию руководителя и результаты действий работника никогда ему не принадлежат. Мы исключаем из рассмотрения варианты воровства. Таким образом, де юре, результаты деятельности принадлежат владельцу производства. В отличие от работника, все что произведено ремесленником, не зависимо от того, что послужило инициацией производства, принадлежит самому ремесленнику. Сапожник работник обязан произвести за смену требуемое количество пар обуви. За это он получит причитающееся ему вознаграждение. Сапожник ремесленник никому ничего не обязан. Он может вообще ничего не производить, если ему в лом. Инициацией его действий выступает не внешнее воздействие (указание руководителя), а собственные желания и прихоти. Хочу, делаю, не хочу, не делаю.

Именно поэтому, несмотря на то, что результат действий и работника и ремесленника является лишь средством на пути достижения собственных целей, ремесленник свободен с точки зрения выбора способов и средств достижения цели. Для получения результата он может произвести 10 пар валенок, 5 пар туфлей или двух пар сапог. Оценив конъюнктуру рынка или найдя соответствующего заказчика, ремесленник выбирает оптимальный с точки зрения эффективности пусть достижения личной цели. Почему? Потому что в любом случае, результат действий будет принадлежать лично ему и ему в последующем потребуется найти способ преобразование конкретного результата (сапоги) в желаемое (шляпа). В конце концов и заказчик, не говоря уже о рыночном ремесле, может отказаться под каким-либо предлогом от товара. Что останется в этом случае ремесленнику? Результаты его труда. Не желаемое, а именно то, что принадлежит ремесленнику в качестве конечного результата его действий. 

В отличие от ремесленника, работник никогда не сможет получить результат своих действий. В любом случае он будет отчужден от него. И даже если хозяин производства не сможет продать товар, он принадлежать работнику не будет. Исключение будет составлять лишь факт расплаты хозяина с работником произведенным товаром. Но и в этом случае, объем произведенного работником, никогда не будет равен объему полученного им.

Ремесло как форма рабства 

Мы уже видим, что ремесло, как форма деятельности также отражает один из видов рабства или закабаления человека. Во-первых, непосредственным результатом действий человека является однообразный продукт или явление. Ничего нового, да и вообще ничего другого человек произвести на свет божий не может.

Мы уже определились, что такие действия относятся к элементам производственного процесса. Этот вид рабства мы назвали физическим рабством, а субъекта выражающего эту форму зависимости рабом производственного процесса. Другими словами существует некий самостоятельный, независимый от самого человека процесс или технология преобразования, например, кожи животных в элегантную обувь. Этот процесс проработан до мельчайших подробностей. Нарушение того или иного звена процесса приведет к сбою в его работе и конечный  результат его осуществления получиться не надлежащего качества. Звенья процесса реализуются посредством осуществления неких действий со стороны человека. Если действие будет некорректным, звено не сможет соединиться с последующим и конечный результат процесса не будет достигнут. Таким образом, конкретные действия человека на каждом звене однозначно определен и определен не самим человеком, а порядком осуществления объемлющем это звено процессом.  

Таким образом, как и в случае работника, ремесленник является рабом производственного процесса. Его действия однозначно зависимы от реализуемой им в данный момент времени технологии. Изменить свои действия он не может, он является элементом, встроенным в этот процесс. Но в отличии от работника, ремесленник волен инициировать тот или иной из имеющихся в его распоряжении процессов или технологий по своему усмотрению. Выйти из рамок запущенного процесса ремесленник не может, но инициировать этот процесс или нет, воля самого человека. Таким образом, являясь рабом производственного процесса, ремесленник остается свободным в духовном плане. У него, в отличие от духовного раба, остается воля в выборе целей, к которым стремиться и пусть даже в ограниченном масштабе, в рамках его мастерства, в выборе способов и средств достижения этих целей.

Ремесло и современность 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что форма ремесла изжила себя в современном обществе, осталась где-то глубоко в прошлом. Так ли это или нет? Давайте разберемся. Основными характеристиками ремесла являются однообразные действия и присвоение результата этих действий. С этим мы уже разобрались. Что означает присвоение результата. То, что в конце действий человека, будет получен результат, который будет принадлежать самому человеку. Будет ли нужен этот результат еще кому-нибудь и сможет ли он стать средством обмена или достижения ремесленником желаемого, в общем случае не известно.

В случае работника, этот вопрос его абсолютно не интересует. Нужен ли продукт его действий кому-нибудь или нет, его не волнует. Главное что за свою работу он должен получить причитающееся. И все. Больше его ничего не волнует. И самое главное в этом случае, обезопасить себя от недобросовестного работодателя, который почему-то не сможет выплатить положенное. Откуда это причитающееся берется, а тем более, где возьмет это работодатель, работника не волнует. 

В отличие от этого, ремесленник ни от кого ничего не получит. Он получит только то, что произведет сам. И в этом случае несет вполне конкретный риск не достижения требуемого. Продукт его деятельности может оказаться невостребованным и ремесленнику, в отличие от работника, всегда получающего свое причитающее, придется положить зубы на полку. Следовательно, ремесло это однообразные действия в условиях отсутствия гарантированного  получения желаемого результата. Ремесленник всегда рискует.

Можем ли мы найти эту форму деятельности в современном обществе? Да сколько угодно. Как мы уже определились, ремесленник работает с простыми орудиями труда, в основном самостоятельно, в условиях риска сбыта продуктов своей деятельности. 

Не трудно найти примеры. Малое предпринимательство, фермерство, свободные специалисты в той или иной области, мастера, строители, швеи, повара и так далее. Все те, кто волен выбирать сам, выходить ему сегодня на работу или нет. Но не только. К какой форме деятельности отнести, например, деятельность адвокатов, свободно действующих юристов, нотариусов, наших доблестных депутатов и политиков? Они трудятся, работают или ремесленечают?

Действия этой группы однообразны, ну разве, что за исключением адвокатов высокого полета, каждый процесс которых является творческим актом, непредсказуемым полетом мысли и фантазии. Кому принадлежат результаты их действий? Трудно сказать сразу, но уж точно не нам и не народу. А кому? Им родным. О ком, как не о себе им беспокоиться. Как во власти подольше продержаться, как кресло удержать, как взять по больше, пока время не прошло, как будущее свое обеспечить. Куй железо пока горячо.  Кто из них, по собственной воле, свой кабинет покинул? Видать нравится слугами народа быть. Мы не будем здесь их деятельность исследовать. Я высказал свою точку зрения, и спорить с кем-либо, кто имеет противоположное мнение, не буду. Хороший у Вас депутат, творит на Ваше благо и слава богу. 

Хотите еще примеры? Работники ГИБДД на дороге. Разве не ремесленники? Результаты их деятельности нужны только им. Нам, водителям, они точно не нужны. И орудия труда простейшие, палочка полосатая, труба замерочная, знак, который брат подарил. Да и все, пожалуй. Достаточно. И надо сказать не плохо ремесленечают. Ремесло у них такое, дань с проезжих собирать. Хотя иногда и творческое мышление включается. Как подставу организовать, как место поскрытнее выбрать, как статью покруче впарить и без того бесправному водителю...

 

Резюме

Ремесло, это форма деятельности человека, предусматривающая осуществление им репродуктивных действий, результат которых, принадлежит самому человеку.  

Ремесло выражает физиологическое рабство человека от производственного процесса, в рамках которого осуществляются его действия. Все эти производственные процессы, в большей степени не подчинены самому человеку и существуют вне зависимости от него. Единственным и владельцем, а следовательно и рабовладельцем ремесленников является общество или цивилизация. Вне рамок современного общества, общественно-политического строя, цивилизации, ремесло не возможно. Именно они ведут к общественному разделению труда, которое и ведет к появлению ремесла, как формы закабаления человека. Но об этом мы будем говорить позже.

Здесь же отметим, что ремесло характеризуется духовной свободой человека, способного самому себе поставить цель и добиться ее, пусть даже и в рамках определенного производственного процесса. Ремесло в психике человека заключается в матрице возможных переходов, отражающих звенья производственных процессов, с которыми оперирует ремесленник. Он волен выбирать себе цели, к которым будет стремиться, но двигаться к этим целям он будет только и исключительно в рамках этой матрицы. Он неспособен изобрести что-либо новое, он способен лишь использовать уже имеющееся.