Что такое работа
Мы завершили все подготовительные размышления по теме деятельности человека и полностью готовы рассмотреть классификацию форм этой деятельности. Мы начнем рассмотрение с самой простой и вместе с тем самой сложной формы, а именно репродуктивной деятельности с отчужденным результатом.
Простота этой формы заключается в том, что 50, если не все 80 процентов представителей человеческого рода выбрали эту форму в качестве основной и соответственно понять ее будет достаточно легко. С другой стороны эта форма несет в себе основной механизм закабаления человека и потери им своей человеческой сути. А признавать в себе раба очень сложно и согласится с этим практически невозможно.
Репродуктивная деятельность с отчужденным результатом
Классификационные признаки
Для начала освежим в памяти классификационные признаки форм деятельности человека.
Репродуктивная деятельность
Любая деятельность человека может быть отнесена к репродуктивной (направленной на получение уже известного результата известными же средствами) или к продуктивной, связанной с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.
Репродуктивная деятельность с точки зрения нашей модели психики, характеризуется действиями человека, направленными на получение известного результата, известным способом. Это в свою очередь означает что, этот результат однажды уже был получен (отработан), его отражение находится в психике, как отражение реального, когда-то ранее воспринятого объекта действительности. Следовательно, он является одним из элементов знания индивида. "Я уже ЗНАЮ, что это ТАК и Я ЗНАЮ как это ПОЛУЧИТЬ".
Деятельность с отчуждением результата
По этому признаку, деятельность человека может быть разделена на деятельность, реальные результаты которой принадлежат самому человеку, и деятельность, направленную на получение виртуального результата, связанного с реальными результатами деятельности смысловой цепочкой. То есть деятельность, в результате которой я получаю совсем не то, что, собственно говоря, является результатом этой моей деятельности. В случае отчуждения результата, либо осуществляется подмена результата деятельности человека, либо он получает лишь часть от этого результата.
В случае отчуждения результата деятельности человек выступает в роли, вола, лошади, трактора, то есть является просто рабочей машиной, на которую возложена некая функция. Не зависимо от личности самого человека, на выходе его деятельности (функции) должен быть получен определенный результат, принадлежащий какому-либо объемлющему процессу, а не самому человеку (машине).
Анализ репродуктивной деятельности с отчужденным результатом
Исходя из сказанного, эта форма деятельности человека направлена на получение виртуального, заранее известного результата известными способами и средствами. Виртуальность результата означает то, что непосредственный результат деятельности человеку не принадлежит, ему достается нечто другое. Известные способы, это то что человеком в прошлом было осуществлено неоднократно с гарантированным результатом. Какие примеры этой формы, рабочий у станка, водитель транспортного средства, большая часть преподавательского состава, кассиры, продавцы, менеджеры и руководители среднего звена и так далее.
Отличительными особенностями этой формы, являются однообразные, бесполезные с точки зрения самого человека действия по указанию вышестоящего руководителя. Человек делает то, что говорит ему хозяин, стоп, оговорился руководитель. При этом результат действий человека принадлежит не ему, а хозяину, самому же человеку достается то, что хозяин ему даст.
Как видим, эта форма деятельности выражает тотальное рабство человека. Во-первых, непосредственным результатом действий человека является однообразный продукт или явление. Ничего нового, да и вообще ничего другого человек произвести на свет божий не может.
Мы уже определились, что такие действия относятся к элементам производственного процесса, а субъекты, выполняющие их, являются физическими рабами этого производственного процесса. Именно он, объемлющий процесс наполняет смыслом действия входящих в него субъектов и он же обеспечивает их всем необходимым. Другими словами производственный процесс отвечает за жизнедеятельность входящих в него субъектов. Он же является и их хозяином.
Зависимость от производственного процесса выражает физическое или физиологическое рабство человека. Оно заключается в том, что человек не имеет возможности действовать самостоятельно, и соответственно, самостоятельно себя обслуживать. Он отдал свою человеческую сущность (свою уникальную жизнь) в обмен на блага, предоставляемые ему его хозяином. Сущность физического рабства в узкой специализации человека, в его зависимости от вложенной в психику человека программы его предназначения. Это биологический робот, исполняющий исключительно программы, заложенные в него.
С другой стороны, действия человека, характерные для данной формы деятельности, осуществляются в условиях отсутствия личной заинтересованности самого производящего их субъекта в конечном результате этих действий. Результат отчуждается от производящего субъекта. Мы уже знаем, что это возможно только в случае отсутствия у производящего субъекта истинной цели его действий. Истинная цель подменяется виртуальной, удовлетворение которой осуществляется посредством некой смысловой цепочки, связывающей реальные результаты, необходимые исключительно для инициализации этой цепочки с некой виртуальной целью.
Отсутствие процесса постановки цели мы назвали духовным рабством. Человек не в состоянии поставить себе цель, ему не хватает на это силы воли или духа. Таким образом, эта форма характеризуется и духовным рабством производящего эти действия субъекта. Физиологическое и духовное рабство, характерные для данной формы деятельности мы назвали рабством тотальным.
Тотальное рабство и общество
Тотальное рабство заключается в том, что человек в состоянии осуществлять только определенный фиксированный набор действий, при этом инициализация этих действий осуществляется извне. Человек превращается в марионетку, действия которой осуществляются за счет нитей, связывающих ее с хозяином. Набор этих нитей выражает производственный процесс, рабом которого является марионетка, а актер, дергающий за эти нитки, является ее духовным рабовладельцем.
Человек превращается в биологического робота, носителя некоторой силы, посредством которой осуществляется усиление управляющих воздействий хозяина. Как у крановщика, повернул небольшой рычажок, и тонны груза поднимаются вверх или опускаются вниз. Повернул другой, и те же тонны перемещаются вправо или влево.
Что это за сила и элементом чего она является, мы уже говорили и здесь повторяться не будем. Это рабочая сила, основным проводником которой является современное общество. Именно оно культивирует культ этой самой рабочей силы в виде профессионализма, узкой специализации и достойного заработка. Именно обществу нужны биологические роботы, способные к безоговорочному исполнению указаний руководителя.
Кто будет являться непосредственным хозяином такой марионетки в данный момент уже не важно. Сегодня это один работодатель, завтра другой, послезавтра третий. Но суть даже не в этом, главное заключается в другом, такой узкопрофессиональный биологический робот никогда не сможет осуществить нечто самостоятельно, он даже не сможет самостоятельно задуматься. Думалку ему отшибли. А, как известно, темным, обманутым, на ложные цели направленным народом, несоизмеримо легче управлять.
Биороботов или биоавтоматов современная индустрия воспитания и обучения готовит в достаточном количестве, необходимом для формирования "свободного" рынка автоматов данного вида. Потребности общества в таких автоматах формируют рынок труда, как рынок рабочей силы. Тем самым включаются рыночные механизмы и человек, как саркофаг общественной рабочей силы, становится обычным, типовым для работодателя товаром.
На рынке труда ценится не сам человек, а его рабочая сила. Продается и покупается именно она, а не человек. Но рабочая сила в отрыве от человека существовать не может. Для того, что бы стать товаром, ей нужен некий саркофаг, в виде биологических клеток, посредством которых рабочая сила сможет реализовать заложенную в нее программу в физическом мире. Не надо много труда, что бы догадаться, что этим набором клеток является физическое тело человека. Таким образом, уникальная психика человека, его специфическое Я, подменяется профессиональной, узкоспециализированной рабочей силой, принимающей управление физическим телом человека и его существованием в окружающей действительности на себя.
При этом, как мы уже говорили, каждая конкретно рабочая сила имеет свой вес в обществе и определенный статус, в виде набора льгот и услуг, получаемых от общества, достаточный для физического существования носящего ее саркофага, в виде заработной платы или других общественных благ. Например, синий маячок на автомобиль.
Естественно рабочая сила существует не сама по себе в окружающей действительности, а как элемент некой глобальной виртуальной системы, созданной человечеством. В этой связи, рабочая сила получает от этой системы (общества или конкретного хозяина) ровно столько, сколько ей необходимо для выживания на соответствующей иерархической ступени этой системы. Ни о каком самостоятельном существовании саркофага в этом случае, в отрыве от рабочей силы речи здесь не идет. Человек становится добровольным рабом этой системы. В соответствии со сказанным эту форму деятельности мы назовем, да и называем - РАБОТА.
Резюме
Работа, это форма деятельности человека, предусматривающая осуществление им исключительно репродуктивных действий, результат которых отчуждается от него.
Эта форма выражает тотальное рабство человека от общества. Именно оно является основным рабовладельцем в современных условиях. Вне общества такой человек выжить не в состоянии, он полностью зависим от него и предоставляемых обществом благ.
Репродуктивная деятельность с присвоенным результатом
Отличием этой формы деятельности от предыдущей, является присвоение конечного результата деятельности субъекта. Человек, по крайней мере, уже осознает цели своих действий, но всегда действует по шаблону. Это форма деятельности характерна для духовного раба, но физически свободного. Он в со
Творчество
Только неразборчивость или бедность нашего языка заставляет нас говорить, что Гете "трудился" над Фаустом. Труд как таковой исключает творчество. Творчество может соединиться с известной долей страдания, оно может рождать иногда довольно неприятные сомнения, ему полезно бывает недовольство художника самим собой, но ни об этом, ни о физических потерях организма, неразрывных с писанием книг ли или картин, при творчестве не стоит и упоминать, так как все это с избытком окупается той полнотой существования, которой не могло бы и быть без элемента страдания.
RSS лента комментариев этой записи