Ты сам делаешь выбор, и получаешь то, что выбрал
Прошлое
наша история
Настоящее
граница между прошлым и будущим
Будущее
наши мечты


Формы деятельности человека

Психологический анализ деятельности с отчужденным результатом

Первое на что нам необходимо ответить при анализе данной формы деятельности, в каком случае возможно отчуждение результатов. Если человек поставил себе личную цель получить что-либо, можно ли у него это затем отобрать? В общем случае да, но только силой, посредством давления извне, превышающем возможности его защиты. Добровольно он не отдаст. Почему? Потому, что этот результат нужен ему лично в последующем для продолжения деятельности. Добровольно отдать можно, во-первых, только то, что имеешь и, во-вторых, то, в чем непосредственно не нуждаешься. Следовательно, отчуждение результата не возможно в случае постановки человеком личной цели, направленной на получение конкретного результата.

Таким образом, отчужденный результат появляется тогда, когда он является побочным эффектом действий человека, направленных на достижение некой сторонней личной цели, не связанной в общем случае с непосредственным результатом этих действий. Другими словами человек отдает (отчуждает от себя) промежуточный результат, скажем произведенный им силос, в обмен на что-то, что, в конечном счете, приведет его к достижению личной цели, например, на трудодень. Зачем он это делает? Что бы избежать выхода из колхоза. А это зачем, что бы остаться в родной деревне и не уехать в места отдаленные. Вот и есть конечная личная цель действий колхозника в 30 годах. Избежать репрессии. А никак не жажда трудовой деятельности в колхозе.

Такую же цепочку целей можно построить к любым действиям с отчужденным результатом. В каждом таком случае действия человека преследуют какую-то личную цель, а сам отчуждаемый результат является лишь средством ее достижения. Королев строил ракеты не для того, что бы летать на них в космос, а удовлетворить свой личный интерес, а заодно интерес партии и правительства.

А какой результат Королев получил в конце своих титанических усилий? Общественное признание и звездочку на грудь. С общественным признанием все ясно, социально наведенная потребность. Для естественной человеческой жизнедеятельности она не нужна. Звездочка, личный секретарь, шофер, дача, приемы на верху и прочее. Это конечно важно, но тоже не жизненно необходимо. То есть целями деятельности Королева были запуски ракет в космос, а его личной целью и конечным результатом – собственные амбиции и общественное признание. Как мы уже знаем, разрыв между целями и результатами заполняется смыслом.

Может ли деятельность с отчужденным результатам быть целесообразной. Конечно. И пример с Королевым или синхрофазотроном подтверждает это. В этой форме деятельности есть все признаки деятельности человека. Образ, цели, способы, действия, и даже корректировка первоначального образа. Результатом таких действий действительно может быть реальный, новый объект, отражающий в окружающей действительности первоначальный образ.

Но возникает один вопрос. Что является источником активности человека, ведь непосредственный результат действий не принадлежит самому человеку. Как мы и говорили, раз он отчуждаем, он непосредственно человеку не нужен. Что же побуждает человека добиваться не нужного ему результата? Ведь активность человека связана с его личным образом. А в личном образе не может быть не нужных, бесполезных для человека элементов.


Личные образы и личные цели

Что такое личный образ

Личный образ, это образ, который сформирован лично человеком, и в котором он, как личность, поставлен во главу угла. Это образ самодостаточного независимого человека, в котором представлены все его взаимосвязи с окружающей действительностью. Подчеркнем, именно взаимосвязи. Грани этого образа отражают конкретные взаимоотношения человека и окружающей действительности в различных условиях его жизнедеятельности. В этом образе человек и внешний мир взаимодействуют устойчиво и гармонично. Мир и человек взаимозависимы, но в этой взаимозависимости и кроется независимость человека. Никакая связь, представленная в  личном образе не может разорваться без согласования между миром и человеком. Она выгодна и человеку и окружающей среде.

Что такое личная цель

Какими же будут личные цели, генерируемые таким личным образом? Мы уже знаем, что любая цель, как таковая, есть желание человека установить некую не существующую на данный момент времени зависимость между объектами окружающей действительности, отражающую грань его первоначального образа. Следовательно, личная цель, есть желание человека установить зависимость между самим человеком и каким-либо объектом окружающей действительности. Мы также уже знаем, что действия человека активизируются только личными целями. Другой вопрос, что желаемая зависимость, может быть многоступенчатой или даже многоуровневой и достигая ее, человек ставит себе промежуточные цели, устанавливающие связи между объектами, в общем случае даже и не связанными непосредственно с ним. Но источником активности, все равно будет первоначальная личная цель человека, другими словами его конкретная потребность.

Могут ли такие цели и соответствующие им связи быть не выгодны человеку? Ответ очевиден. Конечно, нет. И граней личного образа, отражающих такие невыгодные связи, в норме у человека быть не может. Следовательно, в личном образе человека в принципе не может быть ни одной связи, не устраивающей человека или окружающую действительность. Иначе связь будет не устойчивая и разорвется. Не может же человек сам себе желать вреда.

При этом взаимозависимости личного образа означают одно, все они должны быть лично прочувствованы, осознаны, осмыслены человеком, приняты им или отвергнуты. Каждая такая связь либо его устраивает, либо нет. При этом активным элементом в паре человек-среда выступает естественно человек. Среда лишь предлагает свои “услуги”. Решение о выборе той или иной связи человек будет принимать самостоятельно, полагаясь не на мнение кого-то другого, а на свои личные ощущения. Иначе это будет уже не личный образ, а образ навязываемый извне.

Искажения личного образа

Любой другой образ, в котором человек представлен иначе, не как самостоятельный, самодостаточный элемент окружающей действительности, а как винтик, элемент некой объемлющей его системы является ложным. Такой образ будет содержать связи, нарушающие его цельность и независимость. Человек будет зависим от отдельных связей, например от мнения окружающих, от социальных льгот, от общества и так далее. Откуда появляется зависимость? От принятия на веру, без личной проверки и анализа некой связи.

Лично прочувствованную и осознанную как невыгодную связь, человек принять не может. Она ему лично не нужна. Следовательно, связи выражающие зависимость человека от внешних факторов  могут быть приняты им только на веру, без чувственного подтверждения. При этом связи, нарушающие самодостаточность, человек принимает лично, - “Ну, маленький я человек, не зависит от меня решение властей, вот и приходится подчиняться”. Или же, - “Я верю Вам, я доверяю Вам, Вы входите в мою референтную группу, я согласен с Вами…, скорость света не достижима”.

Как Эйнштейн мог корректно осмыслить свою теорию относительности, если он лично не мог прочувствовать скорость света? Вся его теория (на то она и теория), плод его воображения, построенный на мысленных (оторванных от жизни) экспериментах, а затем положенный на формальный язык математики. Что лично он получил от своей теории. Какой из результатов своей деятельности он смог применить на практике? Или по-другому, какую связь, соответствующую его теории, он установил между собой и окружающей его действительностью?

Мы вновь возвращаемся к одной единственной связи. Общественное признание и связанные с ним почести. Нет в его личном образе других связей с окружающей действительностью, соответствующих результату его действий. То есть титанические усилия, направленные на достижение, назовем так виртуального результата, заканчиваются общественным признанием, в общем случае, бесполезным для самого человека. А для кого тогда полезным? Для того, кто эту цель поставил. Пусть он даже и сыграл на способностях, интересах, интеллекте и прочее исполнителя.

Эйнштейн получил хотя бы и общественное признание. А что лично Вы получили от того, что приняли на веру его теорию? Вы же также не проверяли ее своими ощущениями. Ничего? Вы уверены? А как на счет ограничений Вашей личной мечты, Ваших возможных будущих личных  образов? Вы не можете теперь, даже и мечтать о далеких планетах и системах. Все бы и ничего, не нужны мне эти планеты, но проблема-то в другом. Сколько еще таких ограничений, принятых на веру, существует в Вашем личном образе? И что выражают такие ограничения? Вашу независимость? Или зависимость от мнения кого-то, пусть даже и научного светила?

Ответ очевиден. Принятие на веру ведет к искажению личного образа, к установке его границ, к формированию тех или иных зависимостей от внешнего окружения и как следствие к разрушению самодостаточности самого человека. Откуда как не от веры, могло прийти к нам ограничение, - “Человек, существо общественное. Не может человек без общества. Стадное он животное”. Не поверите Вы этому, не будете одним из многих, будете индивидуальностью. Не верите? Проверьте на практике.

Принятие зависимостей и ограничений на веру ведет к трансформации и огрублению истинного личного образа человека. Уникальный, индивидуальный личный образ приводится к некому усредненному образу, в котором уже не сам человек поставлен во главу угла, а некие условности, государство, партийные или иные интересы, мораль, этика, эстетика, научный принцип, прочие наработанные законы  и так далее. Естественно все это общественное нагромождение, не прочувствованное лично человеком (даже незнание закона не освобождает от ответственности, что уж говорить о его знании), накладывает существенный, если не основополагающий отпечаток на всю деятельность человека.  Точнее деятельность человека ограничивается определенными общераспространенными и принятыми в обществе рамками. Все ее элементы унифицируются и становятся едиными для большинства. Человек теряет индивидуальность и становится одним из многих. Разве трудно найти пастуха в этом случае?

Естественно искажения личного образа ведут к искажению личных целей. Человек начинает добиваться ложных, в общем случае не нужных лично ему целей. В результате таких действий он устанавливает бесполезные в общем случае связи с некими объектами окружающей действительности, приводящие его к различным степеням зависимости от них. Такие связи уже не несут взаимозависимости. По крайней мере, для человека лично они бесполезны. Таким образом, баланс между человеком и средой нарушается. Но где здесь отчуждаемый результат?


Личные цели и отчуждаемый результат действий человека

Мы не будем рассматривать в данном вопросе все возможные искажения личного образа. Нас интересует только одно искажение, которое приводит к отчуждению результатов деятельности человека. Каково оно может быть?

Достижение любой цели, предполагает достижение неких промежуточных подцелей, которые являются ступеньками или средствами для первичной. Что означает понятие средство? Средство есть необходимый объект или явление окружающей действительности, которое приближает меня к личной цели. Мне лично это средство не нужно, но посредством него я приближусь к желаемому. После достижения желаемого возможны два варианта. Во-первых, средство было необходимо именно на этапе достижения желаемого (например, учебники для студента) и после его достижения больше не нужно (диплом получен). В этом случае средство можно отчуждать. Во-вторых, средство было необходимо на этапе достижения желаемого (метла, для наведения порядка) и требуется для поддержания желаемого в требуемом состоянии (та же метла, но для поддержания порядка). Отчуждение невозможно.

Нас интересует первый вариант. В этом случае, конечная личная цель человека (как мы помним, цель может быть конечной только на определенном фиксированном промежутке времени) никак не связана с промежуточными результатами. После ее достижения, промежуточные результаты больше не нужны и могут отчуждаться. Когда это возможно?

Раз нет реальной связи между целями и подцелями, между ними должна существовать некая виртуальная связь, объединяющая их в некое целое. Виртуальная связь, как мы уже знаем, если ничто иное, как смысловая цепочка, связывающая несвязанные в окружающей действительности предметы и явления. Следовательно, отчуждение промежуточных результатов достигается за счет связывания неких реальных результатов действий человека (конкретные отчуждаемые результаты его действий) с некой виртуальной целью (искаженная личная цель) посредством определенной смысловой цепочки. Как мы уже и говорили, например, производство рабочим неких болванок (реальный результат) и отметка в чек-листе (искаженная личная цель), позволяющая ему избежать депремирования (смысловая цепочка между чек-листом и заработной платой).

Таким образом, искажения личного образа, должны предусматривать формирование у человека неких виртуальных потребностей, актуализация которых приводит к генерации ложных личных целей. Удовлетворение таких искаженных целей должно достигаться за счет смыслового связывания с ними неких реальных результатов деятельности человека. После достижения таких результатов, смысловая цепочка обратно связывает их с виртуальной личной целью. Достижение личной цели ведет к удовлетворению потребности, вызвавшей постановку этой цели, чем самым активность человека в этом направлении прекращается. После этого возможно добровольное отчуждение промежуточных результатов. Человеку они лично больше не нужны.

Каким же образом осуществляется указанная корректировка личного образа? Мы уже знаем, корректировка любого образа возможна посредством осмысления результатов деятельности человека. Следовательно, в процессе осмысления, возможна подмена отдельных истинных элементов первоначального личного образа, на некие виртуальные элементы, принимаемые человеком на веру, не прочувствованные им лично, а потому с ним лично уже и не связанные. Эти ложные элементы связывают человека с некими сторонними объектами (нормы и условности общественной жизни), ограничивающими личный образ, посредством чего, его жизнедеятельность вводится в определенные рамки. Тем самым осуществляется переход существования человека из реального пространства в определенное виртуальное, имеющее, если так можно выразиться, свою систему координат.

Существование в любом пространстве предусматривает набор количественных показателей неких параметров, отражающихся на координатных осях этого пространства и характеризующих местоположение элемента в этом пространстве. Изменение этих параметров, ведет к перемещению элемента в пространстве. Тем самым, для существования в виртуальном пространстве человек вынужден прилагать некие усилия, направленные на изменение виртуальных параметров, соответствующих координатным осям этого пространства. А возможность их изменение, смысловой цепочкой (пространство то виртуальное) связано с его деятельностью в реальном мире. Тем самым реальные результаты действий человека во внешнем мире его не интересуют, а его личными целями становятся параметры системы координат виртуального пространства. Например, деньги, почет, ученое звание, должность, государство в котором человек живет, общественное признание и так далее.

 


Комментарии   
# evisecheple 16.06.2011 11:47
У меня нет особого желания жить. У меня нет особого желания умереть. Для меня это безразлично. Я не думаю, что вообще прав.
Ответить
# Merinenteelip 26.06.2011 15:10
Я вижу, что людям всегда нужны взаимоотношения : дружба или любовь. Но эти связи всегда ведут к неприятным осложнениям: обязательства, необходимость делиться, просьба подбросить в аэропорт
статья о жизни
Ответить
# NoioN 29.10.2011 16:35
С точки зрения автора, если я не ошибаюсь, Дружба и Любовь и есть примеры сбалансированны х, взаимозависимых отношений - как среда поддержания образа самодостаточног о независимого Человека.
Ответить
# nushaiceheern 29.11.2011 11:20
Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку.

--------------------------------------------------
Каждый выбирает свою жизнь сам. Кому-то летать в одиночку, подобно орлу. Кому-то ближе жизнь в коллективе. Кто из них глупец, а кто мудрец? Находясь на одном полюсе, можно ли судить тех кто выбрал противоположный ? А Вы там были, чтобы судить? Или же это мнение истинно, потому-что оно моё. Но кто в этому случае глуп?

Андрей Хитров
Ответить
# Geopylyclekap 29.11.2011 11:23
Мы никогда не бываем более далеки от желаний наших, чем тогда, когда воображаем, что владеем желаемым.

--------------------------------------------------
Изречение в стиле коана Дзэн. Мозг сносит!
Андрей Хитров
Ответить
# SoangeSed 13.12.2011 23:45

Перед погонщицей — своей судьбой — не трусь.

Не так уж долго ей владеть тобой, не трусь.

Что в прошлом кануло, все провожай улыбкой,

И пусть грядущее грозит бедой, не трусь.
Ответить
# newSminia 29.10.2012 17:51
В этой удивительной схеме вещей, которые вы фактически получаете+ с учетом усилий и тяжелой работы. Где именно вы неуместны меня был первый на ваши данные. Вы знаете, как говорится, дьявол кроется в деталях ... И это не могло быть более верным прямо здесь. Сказав это, позвольте мне сказать вам, что действительно дают хорошие результаты. В статье ( его части ), безусловно, весьма убедительным который, возможно, причина, почему я беруусилия для того, чтобы высказывать свое мнение . Я действительно не сделать его регулярным привычку делать это. Далее , хотя я вижу,прыжки в рассуждениях вы делаете, я не обязательно убедиться в том, насколько вы, кажется, объединить свои данные , которые в свою очередь даютфактическог о конечного результата. Для прямо сейчас я должен подписаться на вашей точки однако надеемся, что в ближайшем будущем вы на самом деле подключить факты намного лучше. Узнать больше
erstell homepage
Ответить
Добавить комментарий

Наше сообщество

Сейчас на сайте: 42 гостя и ни одного пользователя

Статистика ресурса

Пользователи
2
Материалы
114
Просмотры
1896248