Избегай тех, кто стремится подорвать твою веру в себя

 

Психика человека

Научное определение: - “Психика - свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом, объективной реальности”.

Что же, пусть это будет и свойство материи, но почему же отражение сразу объективной реальности? А как же религиозные каноны, фантастика, сказки, наконец. Или все это не относится к психике? Это относится к чему-то другому? Согласитесь, не объективной реальности в этих областях очень много. Поэтому остановимся на том, что психика это просто одна из форм отражения материи. И все. Отражение чего угодно.

Что бы не путаться с терминологией, напомним, что другое название психического отражения у человека, это сознание.

В свою очередь, отражение есть всего лишь воспроизведение, фиксирование каких-либо свойств, принадлежащих отражаемому (то есть какому-либо другому, внешнему) предмету. Иными словами, способность материи отображать часть свойств другого отражаемого объекта. Здесь пока вроде бы все понятно. Но вот следующее, - “Важная особенность психики, заключается в том, что она (психика) не только продукт активной деятельности субъекта, но, и, опосредуя ее (то есть, предшествуя ей), выполняет функцию ориентации и управления ею (деятельностью)”. Вот тут начинается какая-то путаница. Психика по определению - это отражение и все. О каком управлении идет речь? Похоже, в разных случаях в термин психики вкладываются разные понятия. Давайте попробуем самостоятельно разобраться с этим вопросом.

Что такое определенное знание, или элемент Вашего знания? В общем случае, это соответствие одному элементу какого-либо множества другого элемента (или нескольких других элементов) этого же множества. То есть знания оперируют с элементами определенного множества. Сразу оговоримся, что набор соответствий между элементами множества, всегда и намного больше, чем набор самих элементов этого множества. В целом, набор соответствий и определяет само это множество. Элемент, не имеющий какого-либо соответствия хотя бы с одним другим элементом из множества, не будет входить в это множество. Итак, что же это за элементы, о которых мы говорим. Мы рассматриваем психику, следовательно, под исследуемыми элементами мы будем подразумевать элементы психики. Что же это такое?

В общем случае существует три типа психических элементов. Чувственные, управляющие и  идеальные.

Чувственный элемент, это набор ощущений человека. Например, кирпич. Его можно рассмотреть, потрогать, взвесить обмерить и прочее. То есть в психике, кирпич формируется как набор этих самых ощущений.

Управляющие элементы - наборы воздействий на изменяемые части субъекта. Например, что бы поднять руку, необходимо по нервным окончаниям, в определенной временной последовательности, передать сотни управляющих воздействий к мышцам руки. И так во всем, перемещение, сердцебиение, глотание, моргание и прочее. Все это является управляющими элементами психики.

Идеальные элементы не имеют ни набора ощущений, ни набора управляющих воздействий. Он формируется как упорядоченный набор связей с чувственными и управляющими элементами. Например, мысль. Мы не можем ее ни потрогать, ни почувствовать нашими органами чувств. Но мы достаточно легко оперируем с этим элементом, поскольку имеем обширные связи данного понятия с чувственными элементами. Мысль может возбуждать, огорчать, раздражать, успокаивать и т.д.

С элементами определились. Теперь необходимо определиться со знаниями. Сложностей здесь нет. Любое знание, есть дуга соответствия одного элемента другому. Причем эта дуга направленная. Например, кирпич это всегда прямоугольник, но не наоборот. Прямоугольник не всегда является кирпичом. То есть знания человека, есть ничто иное, как набор соответствий между элементами его психики. При этом один элемент является как бы входящим (соответствует “если…”), другой выходящим (соответствует “то…”). Набор этих самих элементов может и существенно отличается у разных людей, не говоря уже о наборе соответствий.

Обратим внимание, что научная мысль толкует знания в несколько ином, упрощенном виде. Знание есть система приобретенных в результате познавательной деятельности субъекта понятий о действительности.  То, что это система понятий, сомнений не вызывает, а то, что о действительности... А как же религиозные знания или их нет? О какой действительности идет речь? Или еще, теория относительности Эйнштейна. Весь научный мир на ушах до сих пор стоит. Нет такой области знаний, куда бы она, эта мощнейшая система именно знаний не влезла. А о какой действительности, собственно говоря, идет речь. Кто ее хоть раз щупал или хотя бы применил выводы этой теории на практике?

Следующий шаг анализа, знания это понятия, приобретенные в результате познавательной деятельности. Вспоминается анекдот, "шел ежик, шел, забыл, как дышать и умер". Господа, а Вы уверены, что только приобретенные? А когда человек учится писать, читать, ходить, наконец, он знания получает? Навыки? Или что-то еще? Если да, то почему его способности дышать, глотать, моргать и прочее это не знание. В результате определенных травм головного мозга, могут выключаться любые способности человека и врожденные и приобретенные. В психике между ними нет различия. Так что знания, это все-таки, набор (система) взаимосвязей между элементами психики. В психике присутствует лишь упорядоточенное (мы же определились, что дуги соответствий имеют направление) множество чувственных, управляющих и идеальных элементов и взаимосвязей между ними (знания субъекта). И все. Что же, с этим определились, идем дальше.

Сознание - знание - саморегуляция

Большой энциклопедический словарь предлагает нам следующую формулировку, - “СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении”. Не очень понятно, но определенные выводы уже можно сделать. Прежде всего, сознание это способность воспроизведения, то есть отражения чего-либо. Второе, сознание это одно из свойств или один из процессов мышления.

Тот же словарь дает нам понимание и мышления, - “МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания”. То есть, другими словами мышление это процесс получения знаний, как чувственных, так и нет.

Возникает резонный вопрос, а использование знаний относится к области мышления или нет? Не кажется ли Вам, что это определение существенно (и по не понятной причине) ограничивает область мышления? Сознание готовит данные (отражает реальность), мышление получает новые знания, а использует и то и другое кто или что? Сколько времени человек тратит на познание, а, сколько на использование знания? Разница не меньше чем на три порядка, минимум в 1000 раз. Следовательно, в 1000 раз больше времени человек живет в условиях отсутствия процессов мышления. Интересно тогда, а как он живет? Что управляет деятельностью человека в условиях не получения знаний, а их использования? Не будем вводить новых терминов, а остановимся на том, что мышление - это процессы оперирования с элементами психики, и их получение, и использование, и корректировка, и удаление, наконец.

Для продолжения исследования, воспользуемся схемой, предложенной последователями бихевиоризма, одного из направлений психологии, а именно представим себе процессы мышления в виде черного ящика. То есть имеется непрозрачная коробка, которая на входе получает какой-либо поток данных, а на выходе выдает какой-то другой поток управляющих воздействий в соответствии с правилами, заложенными в ящик.

Входящий поток формируется различными рецепторами субъекта, выходящий определяет его действия (проглотить, переместиться, моргнуть и т.д.). Оба потока данных в каждый фиксированный момент времени, представляют собой наборы данных - элементов психики. На вход мышления поступают чувственные элементы психики. На выходе имеем наборы управляющих воздействий. 

Каким же образом осуществляется этот перевод входных данных в выходные? Конечно же, не просто так, а по определенным правилам. Вот эти самые правила и составляют природу мышления.

Правила, определяющие обработку входящего потока (определяющие порядок его распознавания) относятся к области сознания. То есть являются правилами отражения внешней (слух, зрение, осязание, вестибулярный аппарат и прочее) и внутренней (перистальтика, кровообращение и прочее) действительности. Даже сам термин означает “со знанием”. То есть распознавать поступающие данные по имеющимся “знаниям”. Есть знание - “кирпич прямоугольный и тяжелый”, попалось нечто похожее, вот и распознали. Ну а уж коли, не распознали, то и нет его, этого нечто, пропустили его мимо ушей. Как страус, голову в песок и нет меня. К этому подходу наука уже давно привыкли и, кстати, тоже, все, что не укладывается в рамки признанных теорий, пропускают мимо ушей.

Выходной поток, относится к области правил саморегуляции. Также делится на внешнюю (деятельность во внешнем мире, перемещение в нем, изменение его) и внутреннюю (управление процессами жизнедеятельности организма).

Правила определяющие трансляцию входящего потока в выходящий - транслятор, в обиходе и называется собственно мышлением.

Но мы уже знаем, что существуют три типа элементов психики. И где же в указанной схеме идеальные элементы? Напомним, что под идеальными элементами мы понимаем упорядоченный набор связей с чувственными и управляющими элементами. Но любая взаимосвязь - это и есть уже определенное правило, ставящее соответствие между двумя, как минимум, элементами. Следовательно, идеальные элементы психики, как наборы связей, могут и должны находиться в трансляторе представленной модели. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Вот собственно и все схема психики: сознание - мышление (транслятор) - саморегуляция. При этом мозг, как физиологический орган организма обеспечивает передачу данных о состоянии, их обработку (мышление), и выдачу управляющих воздействий на другие органы.

Это конечно упрощенная модель и для нашего исследования ее необходимо будет расширить. Но всему свое время. Берем за основу именно ее.


Комментарии   
# Inceseeneelry 25.02.2011 15:41
спасибо было интересно прочитать
Ответить
# tselitelstvo 24.03.2011 19:41
Хароший у Вас блог. Добавляю закладку.
Ответить
# Donte Mazzaferro 15.04.2011 12:46
Хорошо! Все бы так писали :-)

Красивый сайт! Все прикольно сделано.
Ответить
# сайт знакомс щ 14.06.2011 11:56
Жизнелюбивый автор у этого сайта
Ответить
# mylove 19.06.2011 09:15
Спасибо, очень интересно все.
Ответить
# Xandy 02.07.2011 20:08
What a great reosucre this text is.
Ответить
# SexFoelmmex 12.08.2011 16:05
Действительно, на самом деле все очень просто
Ответить
# WoumpImmuse 13.08.2011 09:44
Автору нужно памятник постаить за такое!:-)
Ответить
# ristCOrmClomi 15.08.2011 15:10
Мне вот интересно, а комменты которые не нравятся автору трут?

--------------------------------------------------
Если интересно, чего же ждать? Напишите и узнаете? Все просто :-)
Ответить
# shopmk 19.10.2011 20:58
Хороший блог. Есть что почитать.
Ответить
# udilka 07.11.2011 07:45
Неплохо. Есть что почитать. Побольшеб таких постов.
Ответить
# lecherbs 07.11.2011 07:45
Ну что сказать. Как на меня, то блог просто супер! И посты интересные.
Ответить
Добавить комментарий