Не надо стыдиться самой неудачи, стыдиться нужно страха перед неудачей

Что такое творчество (часть 2)

Психологический взгляд на творчество

В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включенность в этот процесс.

Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчётов деятелей искусства и науки (описание "вдохновения", "мук творчества" и т.п.). Некоторые крупные естествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кеннон и др.) выделили в этих самоотчётах несколько стадий в процессе творчества от зарождения замысла до момента (который нельзя предвидеть), когда в сознании возникает новая идея. Английский учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в творчестве подсознательному и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.

Будучи поглощён своим объектом, индивид меньше всего способен к самонаблюдению, сохраняя лишь неопределённое ощущение общего направления движения мысли: моменты догадки, открытия, внезапного решения переживаются в виде особо ярких состояний сознания, которые первоначально главным образом и описывались в психологии ("ага-переживание", осознание нужного решения - у К. Бюлера, "инсайт", акт мгновенного постижения новой структуры - у В. Кёлера, и др.). Однако изучение продуктивного мышления выявило, что догадка, "озарение", неожиданное новое решение возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса творчества (М. Вертхеймер, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев). На примере открытия Д. И. Менделеевым периодического закона Б. М. Кедров показал, что анализ продуктов и "субпродуктов" (неопубликованных материалов) творчества позволяет выявить вехи на пути научного открытия безотносительно к тому, как они осознавались самим учёным. При этом личностные механизмы творчества могут быть раскрыты только в контексте их обусловленности конкретной общественно-исторической ситуацией.

Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом конкретно-научного изучения с изобретением тестов и методик их обработки и анализа. Это направление восходит к Ф. Гальтону. Положение Гальтона о наследственном характере способности к творчеству было подвергнуто в дальнейшем критике в психологической науке (работы швейцарского учёного А. Декандоля и др.), как и сближение гениальности с психическим расстройством у Ч. Ломброзо и др. Интерес к исследованию психологических аспектов творчества (особенно научного) резко обострился в середине 20 в. под воздействием научно-технической революции. Это вызвало кризис прежних методик изучения личности, в частности традиционных тестов, которые часто давали низкую оценку умственных способностей в случаях, когда испытуемые проявляли оригинальность, нестандартность мышления.

Разрабатываются новые системы тестов для определения (с помощью факторного анализа и др. статистических методов) творческих признаков личности. Особая роль придаётся воображению, гибкости ума, дивергентному (то есть расходящемуся в различных направлениях) мышлению, а также внутренней мотивации творчества. В статистических обследованиях учёных изучается соотношение между образованием и продуктивностью работы, возрастом и динамикой  (Х. Леман, У. Деннис, США). Разрабатываются методики стимуляции группового творчества, среди которых наибольшую популярность в США приобрели "брей-шторминг" и синектика. Первая исходит из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума; нейтрализация этих барьерных механизмов достигается разделением двух этапов процесса творчества - генерирования идей и их критической оценки (индивиды, входящие в группу, сначала производят возможно больше идей в связи с какой-либо проблемой, а затем из общей массы суждений и догадок отбираются наиболее оригинальные и перспективные). Синектика ставит целью актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.

Успехи кибернетики, передача техническим устройствам поддающихся формализации умственных операций резко повысили интерес к творческим действиям личности, способностям, которые не могут быть формализованы. Предпринимаются также попытки технического моделирования процесса поиска и открытия нового знания (см. Эвристика). Перед психологией встаёт задача выяснения преобразований в характере творчества, которые происходят в условиях формализации знания. Для современного науковедения в разработке проблем научного творчества характерно стремление синтезировать подходы к творчеству с точки зрения логики, социологии и психологии.

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Творчество - в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь - ряд непрерывных изменений и все обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало - и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество - условный Термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (научное творчество, поэтическое, музыкальное, творчество в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. п.).

Широкое значение, придаваемое термину, едва ли не составляет отличительного свойства русского языка. Древне-греческее poihsi имело специальное применение к области словесного. В западно-европейских языках сливаются термины творчества и творения, созидания (creation, Schopfung). Отчасти понятию творчества отвечает немецкое .Schaffen (dichterisches Schaffen), французское invention (не в смысле только изобретения), genie createur и т.п. Термин invention уже в латинском языке (inventio) выражал понятие сочинять, творить и в области риторики (трактат Цицерона "De inventione") и в поэтиках Возрождения оно имело специальное значение - композиции, сочинения, вымысла, прикрась ("belleinvenzioni" у Торквата Тассо, "Discorsi dell'Arte роеtica"). Различение творчества научного от творчества художественного и от творчества в области жизненных отношений, т.е. то различение деятельностей, которое может быть усмотрено и в приемах, и в конечных целях каждого вида творчества, приводило Аристотеля к различному обозначению 3 основных свойства разума: созерцательного, действенного и творческого в тесном смысле слова (Никомахова Этика; ср.Em. Egger, "Essais sur l'histoire de la critique chez les Grecs", 1887). Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, - стало быть, при несколько внешнем понимании термина, - Аристотель все же дал прекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного творчества, как способности обдуманного или сознательного воплощения истинного, при отожествлении истины и красоты.

В настоящее время принято различать двоякого рода творчества: непроизвольное, бессознательное, непосредственное - и продуманное, сознательное, художественное. Первое характеризует по преимуществу произведения первобытного, народно-собирательного искусства, а второе относится к области высшего искусства, в котором непосредственность вдохновения идет рука об руку с размышлением и проверочной аналитической работой.

Народно-собирательное творчество характеризуется также эпитетами безличного и безыскусственного, в противоположность творчеству индивидуальному и сознательному. Последний эпитет имеет несколько условное значение и не исключает непроизвольности и непреднамеренности, составляющих характерные особенности процессов творчества. Когда все предусмотрено и предрешено заранее, тогда нет места для творческой мысли и является то, что принято называть сочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой работе мысли представляется сложным и далеко еще не решенным вопросом. В житейском смысле "сознание" понимается по преимуществу как оценка значения - и с этой точки зрения Белинский, по прочтении "Бедных Людей" Достоевского, мог выразить сомнение, чтобы автор сам понимал то, что он создал.

С психологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей психической жизни, а могут быть лишь психические состояния; но в вопросе о сознательном или бессознательном творчества имеется в виду большая или меньшая координация различных функций психического организма человека. Затем вопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках творческого вдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих философов древности, Платона и Аристотеля, является характерным показателем двух различных мнений о сущности творчества, который поддерживаются поныне представителями разных миросозерцаний.

Великолепное описание поэтического экстаза, данное Платоном в "Федре", в связи с теорией о предсуществовании идей, со стремлением души освободиться от оков плоти, чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину - представляется основой позднейших теорий о творческом прозрении невидимого в мире реальных отношений. К этому взгляду примыкают и новейшие теории о творчестве бессознательном или интуитивном.

Аристотель, останавливаясь на определении искусства, как подражании природе (определении, между прочим, высказанном и Платоном), является представителем более реалистического понимания процессов творчества. С этой точки зрения творчество сводится к простой комбинации данных нашего сознания, восприятии внешнего мира. Взгляды на творчество, в исторической преемственности эстетических и философских учении, разделяют судьбу этих учении и тесно связаны с решением метафизических проблем о красоте и истине.

Еще ближе вопрос о творчестве  входит в круг задач современной психологии, в связи с проблемами о процессах мышления и зарождении идей. Поэты и художники не раз обращались сами к определению сущности творческого акта (опыт циркулярного опроса современных писателей по этому вопросу см. в "Аnnee psychologique", ч.1); но в показаниях о процессах Т. обыкновенно ускользает самое главное, по-видимому неуловимое и не поддающееся определению в психическом аффекте, обусловливающий творческий процесс. Историки и критики, пытаясь проникнуть в тайники творчества, обыкновенно ограничиваются (по необходимости) собиранием и сопоставлением внешних форм, в которые последовательно выливались психические состояния, предшествовавшие окончательному воплощению творческого замысла, разлагая последний на его составные части и подвергая оценке произведение в его целом. Если, по проверке, всякое "новое слово" художника и мыслителя имеет лишь относительное значение и абсолютно новое не представляется уделом человеческого творчества, если, с другой стороны, в невыясненном еще окончательно вопросе об отношении сознательной и бессознательной душевной деятельности первоисточник творчества характеризуется бессознательностью и непроизвольностью, то во всяком случае акт творчества есть процесс прояснения нашего сознания, продукты творчества - показатели расширение горизонта сознания, и "новыми" они представляются, прежде всего опять таки по отношению к нашему сознанию. "Человеческий ум - замечает Сеаль (Grabriel Seailles, "Essai sur legenie dans l'art", П., 1897) - не есть простое зеркало, отражающее природу... Он не получает своих познаний, а приобретает их; не подчиняется им, а создает их (l'esprit ne subit pas ses connaissances,il les cree)".

В этом смысле, творчество есть по отношению к индивидуальному сознанию, творчество вполне законно приобретает широкое применение, и если Алексей Толстой - тот из наших поэтов, который всего резче высказался против придания слишком безусловного значения художественному творчеству, - возражал против мнения, что художник - создатель своих творений, то им же вполне верно сказано: Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать. В этом умении воспринимать и в воплощении воспринятого - основные атрибуты творчества.

Резюме

 

ТВОРЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.


Комментарии   
# Неизвестный гость 29.03.2010 15:25
Таким образом, необходимо еще
раз поставить вопрос: как могут управляемые индивиды,
которые превратили процесс своего увечения в свои
собственные права, свободы и потребности, воспроиз-
водимые в расширяющемся масштабе, освободить себя
от самих себя и от своих хозяев? Можно ли вообще
помыслить, что этот замкнутый круг будет разорван? – Маркузе
Ответить
# Jeannet@bk.ru 04.06.2013 18:33
Хорошая статья. Для меня оказалась весьма полезной. Спасибо.
Ответить
# аааааааааа 23.09.2013 11:15
да чтоб вас (
-------------------------------------------------
И на том, спасибо.
Главное, что не осталось без Вашего внимания, значит, по крайней мере, задумываетесь на эту тему. И это уже само по себе хорошо.
Ответить
Добавить комментарий