Положение созданное тобой, ты сам и изменить можешь

Он радость жизни прославлял

Человек и радость

 

Думаю искать корни, связывающие чувство радости с такими понятиями как беда, горе, скорбь не самый лучший вариант поиска самой радости. Мы провели эти параллели только для того, что бы показать, что эти корни есть. И уж если они нашли отражение в афоризмах, выражающих обобщенные мысли людей в лаконичной форме, можно говорить о достаточно широком их распространении в обществе. Другими словами, мы сами себе, используя авторитет общества, запрещаем радоваться.

Осознав это, на пути поиска радости, надо отвергнуть эти положения, разделить и отделить в психике эти понятия. Я не буду этим заниматься в рассылке. Пусть каждый сам найдет себе способ такого разделения. Я показал эти корни, а Вы сами решайте, оставлять их себе или избавляться от них. Мы же пойдем дальше.

Повторимся, мы высветили психические основы того, что нам мешает найти радость. Но эти знания не приблизили пока нас к самому ощущению радости. Мы не смогли найти те самые кирпичики, из которых это понятие и соответствующие ощущения складываются. Что бы как-то приблизится к этому пониманию, необходимо найти корни, которые не отдаляют, а приближают к нему. Где их искать? Там же. В афоризмах. И продолжить поиск предлагаю с области, связывающей понятия радости с самим человеком.

В этой области мы можем выделить, на мой взгляд, несколько направлений. Первое направление выражается вот такими афоризмами:

Человека характеризует не столько то, во что он верит, сколько то, что является для него источником радости

Илья Шевелев

Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется.

Рабиндранат Тагор

Итак, человека характеризует не то, во что он верит и даже не те знания, которыми он обладает, а то чему он радуется. Каждый человек во что-то верит, каждый человек на что-то надеется. Вера выражает его устремленность, надежда характеризуется пережитым опытом и его знаниями. Но ни вера, ни надежда, не характеризуют самого человека. Его характеризуют личные источники радости.

Неужели Вера не накладывает отпечаток на человека? Все христиане верят в единого любящего Бога. Основу этой религии составляет любовь и жертвование во имя любви к ближнему. Но разве все христиане в этом едины? Все они характеризуются и характеризовались одинаково?

Разве не во имя любви и смирения, святая инквизиция сжигала людей? А истинно верующий христианин президент США, во имя свободной демократии, не разрушает ли целые страны, и не подвергает страданиям целые народы? А чистые в своих помыслах священники не отрицают ли от своей паствы миллионы людей, выбравших себе образы, отличные от образов, предлагаемых церковью? Не Богом, а именно церковью. Вера одна, но действия... И Вы думаете, что-нибудь изменится в будущем? Сомневаюсь.

Примерно то же самое, можно говорить и о знаниях. Наши доблестные школы и ВУЗы (к иностранным учебным заведениям это относится в еще большей степени) готовят всех общечеловеков по единым нормам и стандартам. Все выпускники получают один единый для всех набор навыков и знаний. Но разве кто-нибудь сможет утверждать, что все выпускники какого-либо заведения характеризуются одинаково? Действуют одинаково, радуются одним и тем же явлениям, выражают одинаково свое отношение к тем или иным событиям? Конечно, нет. Никто индивидуальность, характеризующую человека пока не отменял. А индивидуальность, похоже, заключается вовсе не в источниках знаний.

Хотя конечно и вера и знания накладывают определенный отпечаток на человека, его индивидуальность видимо характеризуется чем-то другим. Исходя из предложенных афоризмов, индивидуальность человека характеризуется источниками его личной радости. И примеров подтверждающих этот вывод можно привести множество.

Террористы смертники, во имя справедливого бога уничтожают и подвергают страданиям свои жертвы, никак не связанные с самими террористами. Ну, где же тут справедливость. Кто скажет, что среди них не верующие люди? А кто осмелится утверждать, что среди них нет людей с высшим образованием? Конечно, среди них могут быть садисты, получающие наслаждение от причинения страданий другим. Но это исключение. В общем случае изуверские действия прикрываются благими намерениями, которых добивается террористическая организация. Террорист не преследует свои личные цели. Не добивается своими действиями чего-то для себя лично. Нет, он преследует интересы своей группы.

Неверующие атеисты коммунисты, верящие только в идеалы коммунизма,  во имя этого светлого будущего для других (даже не для себя), жертвовали своими жизнями без страха и упрека и с воодушевлением переносили самые жестокие и тяжелые испытания. Они что, все были мазохистами? И кто скажет, что среди них не было ни безграмотных, ни весьма образованных? И те и другие шли по жизни рука об руку. И если уж и радовались они чему-то, то ни их вера, ни их знания, к этому отношения не имели. И то и другое привязывало их к группе коммунистов. Но индивидуальности не прибавляло. "Я, как и все мои товарищи...".

Да и сейчас, во имя раскрытия нежных душ наших детей, не мы ли загоняем их в жесткие и жестокие рамки современной цивилизации, и ни мы ли калечим их души, их будущие жизни? Или мы все потеряли веру в любовь? Или мы не знаем, что жизнь в городе вредна для здоровья, а шести часовые сидения в школе травмируют не только осанку, но и психику ребенка, которому по возрасту положены активные движения в течение дня? Здесь так же проявляется Ваша индивидуальность? Или же мы действуем так, потому что ТАК ДЕЛАЮТ ВСЕ?

Оглянитесь вокруг. Ни счесть числа всевозможных пророков и учителей, несущих истинные знания и дающих истинную Веру. За ними идут миллионы. У всех у них различны и знания и вера, но по удивительной случайности действия большинства людей, различных вероисповеданий и профессиональных групп аналогичны. Разве нет? Спортивный азарт, шоппинг, телевизор, казино и прочие развлечения...

По будням: дом, толкучка, работа, толкучка, дом, телевизор. Затем повторение. По выходным: дом, толкучка, шоппинг, толкучка, дом, телевизор.

Нет, ни вера, ни надежда не характеризуют индивидуальность человека. Нельзя его охарактеризовать, основываясь только на этих понятиях. Эти понятия характеризуют человека лишь как носителя интересов той или иной группы. Вера выражает положения, в которые верят представители той или иной группы людей по интересам. Надежда характеризует накопленный человеком опыт, относящий его к представителям той или иной профессиональной группы. И не более того.

Уникальности и индивидуальности привязка к группе не несет. И хотя и вера, и надежда у различных представителей одной группы может существенно различаться по своему уровню, костяк этих представлений у всех представителей группы будет один и тот же.

Все знают, эффект толпы ослепляет. Но мало кто догадывается, что этот эффект действует не только в толпе, но и в любой другой группе. Индивидуальность человека растворяется в ней. Полностью или частично зависит от самого человека. Но в полной мере уникальность может проявиться, только вне группы. А как мы определились, именно уникальность человека характеризует источники его радости.

Но как тогда относиться к таким афоризмам:

Человек может претендовать на радость и счастье лишь в той мере, в какой он дает их другим.

Фейхтерслебен

Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом. 

Жан Поль Сартр

Эти афоризмы однозначно привязывают личное чувство радости к другим людям. Подумайте на досуге над этим вопросом. У меня ответ есть, но может быть у кого-то он будет сформулирован более красиво. А мы пока продолжим и сделаем промежуточный вывод.

Источники радости необходимо искать в личной уникальности. Бессмысленно их искать в своем прошлом (наши надежды), будущем (наша вера) и в своем настоящем (наше окружение). Там нет радости, по крайней мере, сейчас. Ее нет в том, что мы имели, чего добивались, чьи интересы отстаивали. Ее нет и в том, что существует пока только в воображении, чего нет в реальности. Но ее нет и в настоящем, в том, что мы имеем сейчас. Вы же не обладаете перманентным чувством радости, ведущим Вас по жизни. Но в этом случае, эти источники лежат вне времени? Где же их искать? В пору, прийти к выводу:

Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет. 

Мария Эбнер-Эшенбах

Но мы верим, радость есть. Об этом говорит нам хотя бы следующий афоризм:

Мода - один из способов доставлять радость маленьким людям за большие деньги. 

Георгий Ковальчук

Как Вам, кстати, такой источник радости? Хороший он или плохой, но для многих людей, он действительно является источником, пусть и кратковременной, но радости. Другой вопрос, является ли чувство испытываемое людьми от этого источника, действительно радостью? А где искать те самые источники, которые действительно дадут истинные ощущения радости, и какие они на самом деле, эти ощущения?

Во внутреннем мире их нет. Там только прошлое (наши воспоминания и знания) и будущее (наши мечты и устремления). Во внешнем мире их так же нет. В нем только настоящее, то, что окружает нас в данный момент. Очевидный ответ напрашивается сам собой. Источники радости необходимо искать на границе между внутренним и внешним миром. В подтверждение нашего вывода приведем афоризм Ларошфуко:

Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему.

Франсуа де Ларошфуко

Ему вторит Брехт:

Вместо того чтобы жаловаться на шипы у розы, я радуюсь тому, что среди шипов растет роза.

Брехт

Итак, и окружающий мир, и наши представления о нем, к радости имеют лишь косвенное отношение. Ее основу составляет наше личное отношение к тому, что происходит в окружающей действительности. Причем, по утверждению Дейла Карнеги, это отношение сиюминутное.

Наше душевное спокойствие и радость бытия зависят не от того, где мы находимся, что мы имеем или какое положение в обществе занимаем, а исключительно от нашего умонастроения. 

Дейл Карнеги

Как вы понимаете, наше умонастроение не может быть постоянно. Оно зависит от многих факторов и может изменяться мгновенно. Наверное, по этой причине, Сэмюэель Джонсон выразил свое отношение к радости в виде:

Самые яркие вспышки радости у нас обычно возникают от неожиданной искры.

Джонсон, Сэмюэл

Искра, мгновение, вспышка радости. Но тогда в жизни человека действительно так мало радости. Пусть даже множество мгновений, но разве это соизмеримо с продолжительностью жизни человека?

Итак, источником радости является наше сиюминутное личное отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Но что означает понятие "сиюминутное личное отношение"? То, что в зависимости от Вашего внутреннего состояния одни и те же явления окружающей действительности могут доставлять Вам как радость, так и другие ощущения.

Остановимся пока на этом и сделаем выводы по материалам этого выпуска:

  1. Человека характеризует в первую очередь то, что является для него источником радости. Все остальные показатели являются косвенными.
  2. Источники радости необходимо искать в личной уникальности. Ни в каких коллективных ценностях их нет.
  3. Радость лежит вне времени. Ориентируясь на временные показатели настоящего, прошедшего и будущего, радости мы не найдем.
  4. Источники радости находятся на границе между внутренним и внешним мирами человека. Они лежат в плоскости его личного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.

Соглашаетесь, отрицаете, но задумывайтесь!


Беда и радость

Попробуем найти корни, связывающие такие на первый взгляд не связанные понятия как беда и радость. Как они могут быть связаны в психике человека? Ведь это противоположные понятия.

Противопоставление с одной стороны, подчеркивает основные черты понятия, что называется, работает на контрасте. И все бы хорошо, но являются ли понятия беды и радости противоположными? Например…

От любви не требуют поруки,
С нею знают
радость и беду. 

Сергей Есенин

Казалось бы ну и что здесь плохого? Уж кому как не Есенину знать, что такое любовь, радость и беда. Но разве Вы видите здесь противопоставление понятий радости и беды. Можно ли в этом случае одно понятие выразить через другое? На мой взгляд, нет. Здесь просто в аллегорическом смысле связываются, а не объясняются эти понятия. То есть они в принципе лежат в одной плоскости и мало чем отличаются друг от друга. А злодейка любовь может их легко поменять местами. Игрушка у нее такая.

И хотя на первый взгляд афоризм кажется очень точным, да и в исполнении красивым, вряд ли он связывает рассматриваемое нами понятие в нашей психике с чем-то уж очень хорошим, приятным, тем к чему хочется стремиться.

Человек любит считать свои беды, но не считает радостей

Федор Михайлович Достоевский

Еще пример, который мы в принципе уже рассматривали, но теперь в связке с понятием беды. Представляете, все-таки, сколько в мире горя и бед. Нет для радости места. Но в тоже время, Федор Михайлович дает нам и намек. А кто считает эти беды? Кто забывает считать свои радости? ЧЕЛОВЕК. Только он сам может определить, чего же в мире больше. Причем каждый человек это делает исключительно сам.

Правда, для этого, надо несколько контролировать поток внешнего воздействия на свое мировоззрение. Отразить от впитывания, например, процентов 90 новостей, взрывы, убийства, ограбления и так далее. Уж как они любят смаковать именно эти негативные воздействия... Но это к теме рассылки имеет лишь косвенное отношения. Если Вам интересно, каждый может додуматься сам, какие еще внешние воздействия осуществляются на современного человека, какое мировоззрение они ему прививают. Ну а уж если совсем будет интересно, можно будет подумать и о том, кому это может быть нужно…

Со временем беду сменяет радость,
Как в ободе колесном спица спицу. 

Бхаса

На пути своих исканий не бойся бед - в свое время они сменятся радостью

Хафиз из Шираза

Еще пара примеров, где беда и радость идут в одной колеснице. Я не буду повторять свое личное отношение к таким высказываниям. Зачем повторяться. Ведь Вы его уже знаете. Но примеры привести все-таки надо. Они очень хорошо связывают в нашей психике эти два понятия. Причем, как и ранее, никакого противопоставления здесь нет. Это левая и правая нога, Вашего жизненного пути…

Я приведу еще несколько примеров, связывающих в нашей психике в нечто единое целое понятие радости и…

Две вещи в одинаковой мере рождают нетерпение: радость и боль.

Тауптман

Разве они чем-нибудь отличаются? Даже нетерпение в одинаковой степени рождают…

Боль — это жестокость, радость — это нежность, однако радость сильней.

Вейль

Хорошо, что хотя бы радость посильнее боли будет. Хотя в принципе это, одно и то же…

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам. 

Джозеф Аддисон

И ведь даже дружба имеет и к радости и страданиям практически одно и тоже отношение. И воздействие ее практически одинаковое, правда, противоположное (воздействие). Все-таки одно это и то же видимо, радость, страдания, какая разница... Мало чем радость отличается от страдания…

Хорошо лишаться той радости, вместе с которой исчезает и скорбь.

Публилий Сир

Часто видимо, радость и скорбь идут в паре. И лишиться чего-то одного плохо. Вот когда одною пулей ты убьешь обоих, тогда да…хорошо.

У чрезмерной радости те же признаки, что и у чрезмерной скорби.

Андре Прево

По моему уже и комментировать не хочется. И так все ясно.

Наверное, надо заканчивать. По крайней мере, уже можно сделать определенный вывод. В психике человека, понятие радости вовсе не противопоставляется понятиям горя, беды, страданию, боли и скорби. То, что мы видим, это не противопоставление, не высвечивание граней одного понятия через другое. Это связывание в единое целое. Это разные состояния чего-то одного, имеющего одни и те же свойства.

Нужно ли в этом случае вообще заниматься поиском такого монстра, у которого состояние радости является лишь неким переходным состоянием между всеми остальными. Не думаю, что можно найти такое же количество афоризмов, связывающих например понятия горя и беды, боли и страданий. А вот с радостью, пожалуйста. Сколько угодно…

Но будем последовательны. Многие афоризмы не только связывают рассматриваемые нами понятия, но и дают некоторые подсказки…

Испытания, подстерегающие нас на каждом шагу, все наши беды и страдания, унижения и заботы порождены материальным миром; в Царствии же духа ничто не порождает печаль. Человек, мыслями своими живущий в этом Царстве, испытывает постоянную радость.

 Абдул-Баха

Видите, пока Вы существуете в материальном мире, Вам суждено терпеть боль и страдания, унижения и заботы. В лучшем случае, Вы сможете перетерпеть эти боли, если  мыслями своими будет в Царствии духа. Только там, Вы будете испытывать постоянную радость. Не будем говорить о Царствии духа, мы не знаем, что это такое. Оно описывается где-то в других стихах автора. Но мы можем точно утверждать. Оно не в материальном мире. И пока мы здесь, радости нам не испытать. Только беды. Вы еще удивляетесь, откуда берутся террористы? И с ними ли надо бороться?

Скорбь безгранична, радость имеет пределы.  

Оноре де Бальзак

Есть ли вообще смысл бороться со скорбью. Она безгранична. Какими средствами, имеющими пределы можно покорить бесконечность…

Не веселая картина получается. Куда ни кинь, всюду клин. Однако все-таки есть и указания, где нам действительно можно что-то искать и как со всем этим бороться…

Счастья никакими ухищрениями не добьешься. Учись находить в жизни радость - вот лучший способ привлечь счастье. Беды никакими стараниями не избегнешь. Гони от себя злобу - вот лучший способ держаться вдали от беды. 

Хун Цзычэн

Согласитесь, это уже интереснее. И пусть даже счастья добиться нельзя, но стремиться-то к нему можно. Радость в жизни искать надо. Хоть какой-то лучик надежды. И хотя беды никакими стараниями не избежать, мы знаем, что злоба приближает нас к ней. Потому гоня злобу и занимаясь поисками радости, мы, по крайней мере, будем стремиться к счастью и избегать бед.

И в заключении выпуска, я приведу еще один афоризм. Не буду писать свое отношение к нему. Может быть, кто-то захочет высказаться по нему сам…

Обращаться к Богу от того, что вы разочаровались в земной жизни, а боль отъединила вас от мира, бесполезно. Богу угодны души, привязанные к миру. Ему по нраву ваша радость.

Альбер Камю

Думайте, пишите и мы обязательно найдем.

Здесь Вы можете найти некоторые  Афоризмы по теме радости и беды

Вопросы мировоззрения

А почему так важно мое личное отношение

Давайте поговорим о причинах, которые вынуждают рассмотреть первым именно вопрос личного отношения к радости. Почему надо не просто прочитать, но и задуматься. И даже более того, определиться со своим личным отношением к рассматриваемому вопросу.

Думаю, никто не будет спорить, что отдельные элементы психики человека, определяющие его поступки в жизни, могут быть обоснованы, подтверждены логикой, знаниями, жизненным опытом, а могут быть, и не обоснованы, то есть не подтверждаемые ничем, кроме того, что они просто есть, во всяком случае на данном этапе развития человека. Примеров таких необоснованных конструкций множество и, если разобраться досконально, может возникнуть вопрос, а каких конструкций у человека больше? Ответ, скорее всего, будет не в пользу подтвержденных убеждений. Но мы сейчас не об этом. Вопрос в другом.

Почему такие необоснованные конструкции, точно также как и проверенные человеком лично убеждения, в общем случае, могут ложиться в основу мировоззрения человека. Другими словами, почему необоснованные конструкции могут оказывать основополагающее влияние на процессы принятия решений и на отношение человека к рассматриваемым предметам и явлениям, другими словами на всю жизнь человека. Каким образом столь важнейшие понятия, могут быть не обоснованными, да и вообще, в целом существовать в психике?

Ответ прост, потому, что такие понятия, принимаются человеком на веру. А вера, как особое состояние психики человека позволят ему считать истинным, даже и непроверенные лично факты и явления. Например, “Бог терпел и нам велел”; “Счастье - что оно? Та же птица: Упустишь и не поймаешь”; “Скорбь безгранична, радость всегда имеет пределы” и так далее. Итак, вера, посмотрим, что это такое.

Что такое вера

Я не стал искать определение понятия веры в толковых словарях. Мне показалось, что это понятие замечательно расписано в словаре психологии, под общей редакцией А.В.Петровского (издание 1990 года). Здесь я приведу именно это определение, которое мы рассмотрим с точки зрения темы нашей рассылки.

Вера это:

  1. Особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут в дальнейшем выступать основой его “Я”, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

  2. “Признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не означает, что истины Веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила Веры зависит от самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями” (Влоловьев).

На мой взгляд, лучшего определения и придумать нельзя. Все стройно, логично и прозрачно. Вера, это принятие в основу своего мировоззрения фактов, не подтвержденных эмпирически, то есть на практике. Я считаю, что ЭТО ТАК. Почему? ПОТОМУ ЧТО. Других обоснований нет. На то она и вера. Далее словарь дает нам научное подтверждение того, что вера напрямую связана с мировоззрением человека и с его психическим состоянием, называемым радостью.

“Вера всегда выступает как результат представления предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира”. У кого-нибудь есть сомнения в том, что это относится непосредственно к мировоззрению человека? Можете уточнить в любом словаре, что такое мировоззрение. Мы в данной рассылке не будем рассматривать это понятие. Но продолжим. 

“Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и в этой связи бесконечно многообразна в своих проявлениях. Если, например, предметом веры выступают явления окружающей действительности и изучающий субъект представляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеет место убежденность или вера в свою правоту, сопровождаемая обычно чувством радости, удовлетворенности и другими аффективными проявлениями”.

Здесь уже есть элементы, которые необходимо рассмотреть дополнительно. Во первых это связь веры и убежденности.

Вера и убежденность

С одной стороны, понятия, принятые на веру, и подтверждаемые на практике, становятся убеждениями. В психике человека убеждения, конечно, существуют и естественно оказывают влияние на жизнь человека.

С другой стороны, подтверждение на практике не всегда является действительным обоснованием какого-либо факта. Например, Солнце вращается вокруг земли или земля вращается вокруг солнца. Раньше люди были убеждены в одном, теперь в другом. Но и в том и в другом случае, взаимное перемещение солнца и земли подтверждалось людьми на практике, то есть получало чувственное подтверждение. Следовательно, эмпирический опыт, не всегда может свидетельствовать об истинности того или иного суждения. Раньше была теория Ньютона и геометрия Эвклида, потом пришел Эйнштейн и Лобачевский, и теории стали ложными, точнее частными случаями. То есть при определенном стечении обстоятельств это так, но в общем случае, это ложь.

Предыдущие инсинуации были направлены на то, что бы показать, что в общем случае, убеждения также базируются на определенных принципах и являются сродни понятиям, принятым на веру. У современного человека, основу его убежденности составляют вовсе не эмпирические подтверждения фактов, а в первую очередь, безоговорочная вера в научный принцип. Наука подтвердила, значит это так.

Возьму горящую головешку голой рукой, получу ожог, и наука мне популярно объяснит, почему это так. Но вот почему-то существуют некие люди, которые могут взять эту головешку без последствий для себя. Наука говорит, это исключения. Но подтверждения на практике не могут содержать исключений. Иначе это не будет подтверждением.

Следовательно, я должен сам проверить, а что я лично могу, и только после этого понятие, принятое на веру, превратится в истинное убеждение. Я лично проверил это на практике, это мой личный опыт и это мое личное убеждение. Переубедить меня в этом не возможно.  Иное дело убеждения, принятые на основе веры в научный принцип, они в принципе могут и изменяться. И примеров тому масса.

Следовательно, понятия, принятые на вере в научный принцип, в общем случае не являются убеждениями. Никакое научное подтверждение не может превратить понятие, принятое на веру, в убежденность. Это может сделать только личный опыт. Подтверждение наукой, а не личным опытом, означает только то, что рассматриваемое понятие принято на веру в научный принцип и не больше этого. То есть убеждений, без личного эмпирического подтверждения быть не может.

Вера и радость

При всем при этом, словарь дает нам еще и критерий реального подтверждения понятий, принятых на веру. А именно, подтверждение понятий принятых на веру, относящихся к предметам и явлениям окружающей действительности, сопровождается чувством радости. Не мало, не много, но чувство радости сопровождает факт эмпирического подтверждения некого принятого на веру понятия.

То есть я верю во что-то (мои личные ценности), это что-то получает реальное подтверждение на практике, от этого я испытываю чувство радости. Не так плохо, но если рассмотреть с другой стороны, в каком случае я не испытываю чувства радости? В том случае, если я верю в некие ценности, которые не получают подтверждения на практике. В этом случае, я буду испытывать некие другие чувства. Но что здесь первично? Мои ценности, принятые на веру или их практическое подтверждение?

На мой взгляд, первичны ценности. Практический опыт сопровождает всю деятельность человека, скажем так, без практического опыта невозможна сама жизнь человека. Но радость он испытывает далеко не всегда. А только тогда, когда некие понятия, принятые на веру, получают эмпирическое подтверждение. Именно они вызывают у человека чувство радости. Почему только они, почему не убеждения? Потому что, убеждения, как факты уже получившие подтверждение на практике ранее, становятся обыденными явлениями, само собой разумеющимися представлениями. Ну да, солнце всходит и заходит, цветы распускаются и вянут. Ну что здесь такого? Всегда так было и так будет. Повторное подтверждение какого-либо факта на практике может вызвать чувство умиления, удовольствия, удовлетворения, но не радости. Радость человек испытывает по конкретному поводу один раз, причем первый.

Таким образом, мы может утверждать, что убеждения не имеют отношения к чувству радости. Оно возникает в переходный момент между верой и убежденностью, в тот момент, когда понятия, принятые на веру, становятся убеждениями человека. В этой связи, мы можем исключить из нашего дальнейшего рассмотрения убеждения и сделать вывод, что радость всегда связана с верой, при этом вера во что-либо первична.

А какими же могут быть предметы и явления окружающей действительности, не подтвержденные на практике, то есть принятые на веру? Ведь именно они, исходя из нашего рассмотрения, могут вызвать чувство радости. Словарь дает нам такое определение.

“Иное содержание имеет вера в случае, когда человек не в состоянии охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. Тогда он либо отказывается в той или иной форме от познания, включая механизм вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. Основания такой веры лежат глубже знания и мышления. Она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их”.

Мы видим, что в случае отсутствия реального подтверждения на практике некого понятия, принятого на веру, человек не исключает его из рассмотрения, другими словами не удаляет такое понятие из психики. Вместо этого он включает ее различные механизмы в целях редуцирования неподтверждаемого психического элемента и согласования его свойств с другими, уже имеющимися там конструкциями, сохраняя при этом возможно даже и ложное понятие в своей картине мира. Совокупность принятых на веру таким образом элементов, может сформировать в психике  некую устойчивую виртуальную область, принимаемую человеком за истину, но никогда и ничем не подтвержденную на практике. В качестве примера, такой области, тот же словарь предлагает нам религиозную веру.

“Например, религиозная вера имеет близкое отношение к предмету, объектом которой выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества и множественности его проявлений и так далее. Будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. В этой связи особым предметом веры выступают не только развертывающиеся процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры”.

То есть предметом такой веры являются даже не сами процессы бытия, некие объекты и явления окружающей действительности, они естественно не имеют подтверждения на практике, но сами принципы, постулаты, на которых базируется вера в эти понятия. Другими словами надстройка, имеющая отношение непосредственно к человеку и окружающему миру принимается на веру без эмпирического обоснования, на основании того, что им уже аксиоматически приняты за истину некие первичные основы всей рассматриваемой виртуальной области психики.

Таким образом, в психике человека формируются как истинные области его убеждений, так и виртуальные области, принятые им на веру. Эти области относятся к мировоззрению человека и одинаково влияют на отношение человека к предметам, явлениям окружающей действительности или себя лично, да и вообще к любым жизненным ситуациям.

Естественно, вопрос религиозной веры является лишь одним из примеров такой виртуальной области. Нас же сейчас интересует другая область. Область, предметом веры которой является понятие радости. 

Невозможно человека переубедить в чем-то, лежащем на поверхности, если он имеет глубинные корни принятых на веру понятий. В том числе это относится и к вопросу происхождения радости. Вопрос голосования лежит на поверхности. Утерял ли человек радость, должен ли ее найти или что-то еще. С одной стороны ответ понятен и прост для каждого. Даже задумываться нет необходимости. С другой стороны, ответ никогда и никем не был подтвержден эмпирически.

У каждого человека свои корни личной, если так можно выразиться, убежденности в этом вопросе. Корни этой веры спрятаны в глубинных слоях психики каждого из Вас. Стоил ли спорить и переубеждать друг друга? Ведь, как мы уже говорили, эти понятия, принятые на веру, наравне с убеждениями составляют основу мировоззрения человека. Он отстаивает их, несмотря на “…силу внешних фактических и формально-логических доказательств”. То есть они лежат глубже логики и практики, на этих понятиях базируются все процессы принятия решений, не только продуманных, но и импульсивных.

Но зачем же тогда весь этот сыр бор? Ответ прост, искать что-то потерянное или нечто новое необходимо разными путями и способами. Но и на первом пути и на втором мы сможет найти нечто общее, что поможет выйти нам на глубинные корни веры человека в такое понятие как радость. Вот и давайте определяться, с поиска чего мы начнем, а поиском чего будем заканчивать, или продолжать…

 

Имеются ли у радости корни горя

Мы определились, что для получения более менее объективной картины понятия радости бессмысленно анализировать только свои личные мысли по рассматриваемому вопросу. Это надо делать совместно. Я предложил начать с анализа афоризмов, так как именно они выражают то самое личное отношение человека к рассматриваемому понятию, которое мы анализируем. Возражений не последовало, поэтому в этом ключе мы и начнем.

Я собрал в Интернете небольшую коллекцию афоризмов по рассматриваемому нами понятию. В первую очередь это ресурсы www.aforizm.info  и www.letter.com.ua. Я разделили все полученные афоризмы на несколько, на мой взгляд актуальных для нас тем. И первая тема, которой я хотел бы посвятить этот выпуск рассылки, связывает понятия радости и горя. Посмотрим, какие корни из этих афоризмов мы можем, пусть даже и интуитивно (то есть бездоказательно) увидеть.

Афоризмы по теме радости, пропагандирующие покой

Это направление, если так можно выразиться, высказывается автором философом Вадимом Мозговым. Я нашел три его афоризма по этой теме.

Счастье - это покой, а не радость или горе. 

Разбавляй радость горем, горе радостью - станешь спокойнее. 

Всегда есть причины для радости в горе. 

Первый афоризм утверждает, что счастье к радости имеет лишь косвенное отношение. Точно такое же, как и горе. Нет разницы между горем и радостью, это всего лишь взаимодополняющие явления, которые в синергии дают покой, который и является смыслом существования человека. Потому, что именно он дает человеку счастье.

Второй афоризм, указывает на путь достижения счастья, если ты в радости - ищи горе, если ты в горе - ищи радость. Делая так, ты достигнешь покоя, а значит и счастья. Есть цель, есть путь достижения ее. В двух словах изложен смысл человеческого существования.

В третьем афоризме автор явно недоговаривает. Видимо даже самому страшно признаться себе в этом. Продолжение ведь само напрашивается. Всегда есть причины для радости в горе, всегда есть причины для горя в радости.

Вряд ли можно серьезно говорить, что получение счастья возможно за счет целенаправленного поиска бед и несчастий в радости. Извращенная форма понятия счастья. И хотя мы не ставим себе пока цель исследования понятия счастья, косвенно мы его рассматриваем. Даже если покой и может быть для кого-то счастьем, горе, на мой взгляд, даже и в радости не может приблизить к нему.

Вывод, который можно сделать из афоризмов. Не ищите радости, за ней неминуемо последует горе. Гармония и счастье возможно только в их балансе. Чем больше будет радости, тем больше будет горя. И наоборот. В радости счастья будет ровно столько же, сколько и в горе.

Второй вывод. Живи и не рыпайся. Поскольку в результате твоих действий, ты можешь получить либо горе, либо радость. А тебе нужен лишь покой. Именно он даст тебе счастье. Зачем что-то делать? В принципе поиском нирваны занимались многие, но были ли они счастливы, уйдя в нирвану? Кто теперь может сказать.

На мой взгляд, это направление понятия радости и счастья может быть хорошим только для тех, кто в горе. Оно дает им веру в то, что горе временно. Оно со времени уйдет. Ведь основа всего вездесущего покой. Но какова плата за эту веру? Вера в покой предлагает человеку вектор избегания радости, поскольку за ней неминуемо последует горе. Эти афоризмы на подсознательном уровне (те самые корни, которые мы ищем) отдаляют человека от радости жизни, сокращают его устремления к радости, как таковой. Возможно, человек и не огорчается горю, но ведь он и не радуется радости? Он ищет только покой, но будет ли это действительно счастьем? Я не верю в это.

Горе и радость две стороны одной медали

Здесь я хочу предложить Вам несколько афоризмов, которые предлагают человеку веру в то, что горе и радость это две стороны одной медали. Какая Вам выпадет, то Вы и получите.

Любовь - это радость и горе души ради сердца. 

Неизвестный автор

Любовь не возможна без радости и горя Вашей души. Переживая и то и другое, Вы воспитываете свое сердце. Но ради этого воспитания, Вы должны смириться с тем, что переживаете сейчас. Ведь это как ходьба пешком, сейчас шаг левой ногой, затем последует шаг правой.

По своей сути данный афоризм очень близок направлению поиску покоя. Абсолютно аналогичен. Разница лишь в цели действия. В первом случае поиск покоя, во втором воспитание сердца. Что это такое, воспитание сердца и действительно ли предлагаемый путь это единственный путь Вам не объясняется. Просто аксиоматически утверждается, что это истина в последней инстанции.

Вы сами должны выбирать так ли это. Что выберите то и получите.

Даже радость входит, злую тень тая.

Йованович-Змай

Разве есть разница между добром и злом. Ведь Вы не можете радоваться злу, Вы радуетесь добру. Следовательно, в радости, вы получаете добро, но должны искать ее тень, причем злую тень. Добра не бывает без зла, зла не бывает без добра.

Более того, Вокруг одно зло. В зле ведь добра нет, а вот поиск зла в добре Вам предлагается. Таким образом в зле зло и в добре также зло. Так что, даже если Вы и в радости, готовьтесь получить зло. Ведь оно везде, даже как тень Вашей радости.

Сильное высказывание. Но почему же мир стоит, почему он не развалился от обилия зла? Зло поддерживает даже радость, а что же поддерживает добро? Перекос в одну сторону. Добра не должно быть в мире по определению…

Смерть - наказание и смерть - избавление; две ипостаси: горе и радость

Илья Шевелев

Горе и радость, ставится в соответствие с наказаньем и избавлением. То, что горе может быть в наказанье, сомнений не вызывает. Поощрением горе точно быть не может. Но то, что радость дается в избавление, да еще и в аллегорическом сопоставлении со смертью…

А радость это избавление от чего,  от этого бренного мира, опять же от вездесущего горя, от человеческого существования или от чего-то еще? Давай те договаривать до конца. Я хочу получить радость, но не хочу избавиться от того, от чего не знаю.

Вывод, который можно сделать. Радость это одна из ипостасей смерти. Причем ипостась избавления. Поиск радости, есть ничто иное, как поиск смерти. Причем этот поиск Вы осуществляете, в целях избавления от чего-то неизвестного, но, по всей видимости, близкого к Вашему существованию в этом мире.

Как Вам такая перспектива? Вы действительно будет искать радость в такой интерпретации? Я не буду. Мир может быть и бренный, но давай те сделаем его хоть чуть-чуть радостней. Зачем нам искать искупление? Или наказание… За что?

 

Радость не возможна без страданий

Судьба превращает все радости в горе,
И скорбь нам дарит, что в исходе счастлива. 

Ас-Самарканди

Вот так по скромному Вам все объяснили, что такое радость и что такое счастье. Все радости, которые были Вами, пережиты в прошлом и будут переживаться в будущем, будут превращены шалуньей судьбой в горести. Так что забудьте про радость, зачем она Вам, в последующем Вы еще пожалеете, что добивались ее.

А счастье познать Вы сможете только в горести, в муках, в страдании. Та же судьба подарит Вам понимание, что только в горе можно найти счастье.

Я даже не знаю, что здесь можно возразить. Ну, если Вы действительно хотите в это верить, пожалуйста. Но мне не то что бы верить, думать в таком ключе не хочется… Поэтому пойдем дальше.

Если бы человек помнил о всех пережитых горестях, в душе его не осталось бы места для радости

Илья Шевелев

Вы только представьте себе, сколько в мире зла, мучений и страданий. Даже мельчайшие крупицы радости у Вас возможны, исключительно благодаря свойству Вашей памяти забывать. Если бы помнили все, не было бы места в Вашей душе радости. Там в душе есть место только для горести.

В данном случае напрашивается пара вопросов. Если в душе места для радости нет, по определению, то где же оно есть? И почему я должен помнить о горестях и забывать о радостях? А если я буду забывать о всех горестях и помнить только о радостях, останется там, в моей душе место для горести? Или она заполнится радостью?

Так чему верить? Может быть… “Если бы человек помнил о всех пережитых радостях, в душе его не осталось бы места для горести”. Кто мне сможет доказать, что первое истина, а второе ложь? Опять же, каждых выбирает сам.

Радость сближает, а горе сплачивает.

Автор: Бужар (Из книги «Афоризмы»)

Как видим радость скрепить не может. Оно может лишь приблизить. А приблизившись на необходимое расстояние, в дело вступает горе. Именно оно сплачивает нас на достижение чего-то важного в нашей жизни. Чем ярче радость, тем ближе вы сблизитесь, тем скорее наступит горе.

Зачем же тогда сближаться? Я не верю, что достичь чего-то возможно только в горе. По себе знаю, что, достигая чего-то, к чему стремился, получаю радость, а не горе. Так зачем мне верить в обратное? И так ли уж сплачивает горе?

Тот, кто не знал горести поражения, не почувствует радости победы. 

Неизвестный автор

Без горести, не будет радости. Неужели это так? Не испив сполна чаша горя, не получишь радости? А в какой момент закончится эта чаша горести и мне подадут чашу радости? Видимо радость я смогу испытать только на контрасте с горечью. Не будет горечи и радость пройдет мимо меня.

Но как-то грубо все это. А почему так?  Вы пытаетесь мне это доказать или предлагаете поверить в это? Доказать не сможете, а верю я в обратное. Горе не приведет к радости, даже если и на контрасте. Оно приручает человека к поражению, отдаляет его от побед. Он теряет веру в себя. А поражение, вовсе не всегда приносит горе. Оно может принести и понимание, и радость от уяснения этого понимания. Не ошибка решения, а эксперимент. Рассчитывал одно, получил другое. У эксперимента не может быть поражений. Есть просто результат.

Краткое резюме по теме радости и горя

Как видим, у человека имеются достаточно глубокие корни горя в понимании им понятия радости. Сформулируем их кратко:

v     Горе и радость – две стороны одной медали, между ними нет разницы. Не возможно одно получить без другого. Забудь про радость, забудь про горе, живи покоем.

v     Горя в мире больше чем радости. Позволишь себе хотя бы и чуть радости, жди горя.

v     Человеку дана одна радость – смерть во избавление.

v     Радость не даст счастья, она лишь мгновенье, которое будет трансформировано в горе. И лишь горе даст человеку истинное счастье.

v     Радость невозможна без поражений. Лишь они могут привести к счастью.

Это краткое резюме перечисленных афоризмов. Видите эти корни, уважаемый читатель? Видите, что в глубине психики скрывается у человека за занавесой понятия радости? Сомневаюсь, что человек, истинно верующий или верующий неосознанно в такое понимание радости будет когда-нибудь счастлив и сможет испытать великое чувство радости. Он сам себе запрещает это. Он не позволяет себе радоваться даже там, где мог бы. Ведь это лишь мгновенье слабости и расплата за него будет - горе.

Из всего списка афоризмов, которые я смог найти по этой теме, лишь одно высказывает противоположное мнение.

Возможные горести превратить в радости — значит уметь жить. 

Бальтасар Грасиан

В этом афоризме радость ставиться целью, смыслом человеческого существования. Радость - это умение жить. Если мы видим в жизни одно горе, не видим радости, мы просто разучились жить. Или же мы не умеем жить. В первом случае надо вспоминать, то, что забыли, во втором учиться жить, искать пути преобразования горя в радость. Ведь именно этот путь уменьшит в мире количества горя и позволит нашим детям жить в более счастливом, более радостном мире.

Я начал тему, предлагаю Вам продолжить. Пишите, предлагайте свои варианты. Подключайтесь к размышлениям. Кто ищет, тот всегда найдет. А под лежачий камень вода не течет.

Афоризмы по теме радости и горя Вы можете найти на страничке:

http://www.khit.ru/content/view/68/1/


Вера Надежда и Радость

Мимолетное видение

Мы уже пришли к выводу, что радость относится к переходному моменту между верой и убежденностью. То есть, во-первых, чувство радости однозначно связано с чаяниями и ожиданиями человека и, во-вторых, с результатами его конкретных действий, направленных на реализацию этих чаяний и ожиданий. Ни ожидания, ни сами по себе действия человека чувство радости вызвать не могут. Человек радуется мгновению, когда эти психические элементы составляют некую синергию, соединяются в нечто целое.

Но в этом случае чувство радости это мгновение, мимолетное видение. Его нет в прошлом, пока мечта не реализовалась, его нет в будущем, после реализации, когда Ваши мечты уже стали обыденным явлением. Как в песне, птица счастья. Выбрала тебя, получи мгновение радости, пролетела мимо, что остается, только надеяться на будущее.

Следовательно, в процессе реализации мечты человеку достается два чувства. Чувство радости при осуществлении мечты в окружающей действительности (пусть даже и мгновенное) и надежда, которая остается ему, если это мгновение упущено. Таким образом, радость, пусть даже и косвенно также связана с надеждой. Надежда это ожидание радости. Пусть сейчас не срослось, но ведь скоро может и произойти. То есть в надежде лежат возможные проявления чувства радости. А что такое надежда?

Что такое надежда

Не будем долго искать и возьмем определение из того же психологического словаря, которым пользовались ранее.

Надежда – эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоторого желаемого события и отражающее предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Следовательно, надежда предвосхищает проявление чувства радости. Событие желаемое, человек к нему стремится, он хочет его реализации, конечно, он испытает чувство радости при его достижении. При этом, чем более близка вероятность реального осуществления события, тем более интенсивно эмоциональное переживание, воспринимаемое человеком как надежда. И, можно предположить, что осуществление мечты (то, во что человек искренне верил) есть момент перехода от эмоционального состояния надежды, как состоянию радости. Другими словами, радость это граничное проявление надежды, в момент реализации мечты. Но пойдем дальше.

Надежда формируется вследствие познания объективных причин, от которых зависят ожидаемые события или на основе субъективного эмоционального опыта (переживаний радости, неуспеха и тому подобное), накопленного в сходных ситуациях в прошлом.  Таким образом, надежда базируется на двух пунктах. Во-первых, на познании объективных причин, которые приведут человека к ожидаемому событию, другими словами, человек знает, что необходимо сделать для реализации необходимого события. Это называется планирование достижения цели.

И, во-вторых, на основе субъективного опыта прошлого в сходных ситуациях. При этом схожесть ситуаций означает то, что у человека нет уверенности в реализации события. Он лишь предполагает, что если событие произошло при стечении неких объективных причин, то оно, возможно, произойдет и в данном случае. То есть на лицо исследовательская функция надежды. Я не знаю, но предполагаю, потому и действую именно так. Результат мне не известен, но я рассчитываю на него. Как видим, и в первом и во втором случае, надежда базируется на эмпирическом опыте человека, на его конкретных действиях.

Можно, конечно, рассчитывать еще и на стечение обстоятельств. Везло мне в карты, повезет и в лотерею. Вот-вот и я выиграю приз. Но и для этого, надо хотя бы для начала купить этот лотерейный билетик. Точнее надо купить не один, а множество билетиков и тогда, возможно, вы получите приз. Будет ли этот приз дороже стоимости билетиков, другой вопрос. Главное Вы выиграли и испытали чувство радости от выигрыша. Но все-таки, мне кажется, это будет другое чувство, чувство азарта, стремление поймать удачу за хвост. Можно конечно вкладывать поиски радости и в удачу и в стечение обстоятельств, но нам это надо? Зачем ловить неуловимое? Давайте искать то, что все-таки зависит от нас. На этом вопрос удачи оставим в стороне и пойдем дальше.

Предсказывая возможное развитие событий в сложившихся обстоятельствах, надежда играет роль внутреннего регулятора деятельности, помогающего субъекту определять ее последствия и целесообразность. Как видим, надежда регулирует всю деятельность человека, устанавливая последовательность его конкретных действий, распределенную во времени. Именно надежда определяет, чего человек добивается своими конкретными действиями в настоящий момент времени. Он делает что-то, в надежде на скорую реализацию своих планов. Поэтому, надежда и регулирует деятельность человека. На что он надеется, того он и добивается. Следовательно, для проявления чувства радости необходимо, что бы цели действий человека основывались на вере, а его конкретные действия на надежде. Не будет человек действовать в безнадежной ситуации. А если уж действует, значит надеется на что-то.

Таким образом, поиск радости нам необходимо начать с определения того, во что Вы верим, а заканчивать тем, на что мы надеемся.

Во что мы верим?

Так как же найти то, во что мы верим, те самые глубинные корни, которые накладывают отпечаток, на наше безоговорочное отношение к тем или иным предметам и явлениям, в том числе и к такому явления как радость? Мысли, которые вспыхивают у человека в сознании, почти всегда являются отражениями на поверхности сознания некой виртуальной сферы психики. Как мы уже говорили, такие сферы формируется у человека в течение его жизни, в результате получения тех или иных знаний. Другими словами, это “истины”, принятые человеком на веру из окружающей его культуры, впитанные им от окружающих его людей. Они не могут являться теми самыми корнями, которые мы ищем. Они всегда являются производными от них.

Ловя эти отражения по одной (обращая мысленный взор на эти отражения) найти систему координат такой виртуальной сферы практически невозможно. Если что-то и будет возможно найти, то лишь субъективное отражение понятия радости человека, выраженное в словах. Что бы быть объективным, необходимо найти множество таких субъективных отражений, анализ которых сможет нас привести к построению более-менее объективного взгляда на понятие радости в неком пространстве, координатными осями которого и будут корни нашей веры в этом вопросе.

Потому бессмысленно анализировать только свои личные мысли по этому вопросу. Это надо делать только совместно. Но с чего-то все-таки надо начать. Я предлагаю начать с анализа мыслей людей по этому вопросу, а именно с афоризмов. Ведь афоризм и есть то самое личное отношение человека к рассматриваемому понятию, выраженное в словах. И принятие человеком за истину, умозаключений в форме афоризмов во многом составляет в его психике ту самую виртуальную сферу, которую мы исследуем.

Этот поиск я хочу начать с рассмотрения афоризма, высказанного писателем Константином Щемелининым, так как он во многом совпадает с темой данного выпуска.

“К худшему нужно готовить себя всегда, потому что оно более вероятно, чем лучшее; но если, все же, худшее не произойдет, тогда можно будет порадоваться лучшему, - однако, если готовить себя к лучшему, то, скорее всего, проиграешь, ибо оно не наступит, а если и наступит, то не принесет радости, потому что будет выглядеть в твоих глазах не как случайное везение, а как запланированный результат”. 

Надеюсь, Вы уже понимаете, что это умозаключение не является в полной мере истинной в последней инстанции, а является лишь личным отношением писателя к своему будущему и к понятию радости. Спорить с ним бесполезно. Он верит в то, что сказал. Потому я не буду этого делать, а выражу свое отношение к этому вопросу по ходу его высказывания.

К худшему нужно готовить себя всегда, потому что оно более вероятно, чем лучшееЖаль, но уже в самом начале высказывания просматривается вера автора в то, что зла в мире больше чем добра, худшего больше чем лучшего, плохого больше чем хорошего. Повторюсь, автор искренне верит, что это так. Ведь понятие “более вероятно” указывает именно на это. Больше зла, вероятность его осуществления выше и наоборот. МАТЕМАТИКА…

Я не верю в это. Я считаю, что если добра и не больше в мире, то по крайней мере его столько же в силу закона сохранения энергии. Коль уж мир устоял до сего момента и не развалился. Не больше его, но и не меньше. В этом вопросе ни господин Щемелинин мне, ни я ему доказать ничего не сможем. Мы можем лишь выразить разницу во взглядах по рассматриваемому вопросу. И каждый человек легко может определиться, какое из высказываний ему ближе. Они бездоказательны. Они принимаются на веру.

Что дальше: …но если, все же, худшее не произойдет, тогда можно будет порадоваться лучшему…”. Здесь можно сделать один вывод. Автор верит в то, что его действия (подготовка к худшему) в реальности не осуществиться. То есть он готовится, что-то делает, но рассчитывает на то, что его действия будут бесполезны, не нужны. Другими словами, он надеется на то, что его усилия будут потрачены напрасно.

На мой взгляд, такой подход отражает некоторое извращенное отношение человека к своим силам, к своему времени, к своей энергии. Я что-то делаю, трачу свое драгоценное время на то, чтобы затем порадоваться, что мои усилия были напрасны.  Не проще ли сразу, изначально тратить энергию на то, что меня в конце концов порадует.

С таким подходом можно ведь и каждый день готовиться к смерти. Одевать костюм, рубашку, белые тапочки. Стирать пыль с деревянного ящика, или же даже его пылесосить, гладить простынку и покрывало, начищать гвоздики. Можно еще проверять завещание и добавлять в него что-нибудь важное, готовить стол для гостей, баночки для слез и так далее, что бы встретить смерть во всеоружии. Этот перечень необходимых дел можно продолжить. Свободного времени точно не останется. Но за то какая радость посетит вечером, когда придет понимание, что сегодня смерть прошла стороной. И на утро, кстати, можно порадоваться, что ночью она решила также прогуляться где-то в другом месте и вновь начать приготовления.

Увольте. Такое отношение к себе меня не устраивает. Уж лучше я буду своими действиями, доставлять себе радость. Я буду хотеть ее получить и буду стремиться именно к ней. Я буду готовиться к тому, что радость обязательно меня посетит. Ну, если и не сейчас, то в ближайшем будущем.

Но продолжим, - “однако, если готовить себя к лучшему, то, скорее всего, проиграешь, ибо оно не наступит…”. Что же, жаль что Вы в это верите. Вы верите в то, что скорее всего не сможете добиваться того, к чему стремитесь. Вы заранее обрекаете себя на неудачу, на проигрыш. Неужели вся Ваша предыдущая жизнь, это всего лишь череда поражений? И Вы не верите в то, что можете выиграть?

Нет. Я верю в другое. Я верю в то, что если и не смог добиться чего-то сейчас, обязательно добьюсь этого в будущем, и… верю в то, что “скорее всего” не проиграю. Это моя вера, если Вы действительно считаете иначе, это Ваша вера. Зачем что-то доказывать? Определяйтесь сами.

“...а если и наступит (лучшее), то не принесет радости, потому что будет выглядеть в твоих глазах не как случайное везение, а как запланированный результат”. Что же, кому как. Возможно, Вы и не радуетесь когда добиваетесь своих целей, когда плодом Ваших усилий является именно то, что Вы хотели. А я радуюсь. Я радовался, когда поступал в ВУЗы и заканчивал их, я радовался, когда приобрел первый автомобиль, я был искренне рад, когда моя невеста дала мне согласие и стала моей женой. Я радовался когда родились мои дети. Я радуюсь вместе с ними их достижениям.

Этот список можно продолжать. Я радовался результатам, которые были не случайным везением, а результатом моих запланированных действий. И кто Вам сказал, что радость это случайное везение? Вы всю свою жизнь строите на везении? Вы никогда не добиваетесь ничего, что запланировано заранее? Я не такой. Я стремлюсь к своим целям и радуюсь когда достигаю их. Ну а если фортуна повернется ко мне лицом, я всегда с радостью поцелую ее в сахарные уста, отказываться не буду. Если же повернется другим местом, постараюсь дать пинка или на худой конец обойти ее J.

Каждый волен сам выбирать свое отношение к себе, к жизни, к радости и счастью. Какое отношение правильное, истинное, научное или какое-либо еще разве важно? С чем Вы идете по жизни, то и есть ваше. Идет другой человек по жизни с другим мировоззрением, верит в другие истины и идеалы, пусть себе идет. Он выбрал свою дорогу и свой путь сам. Возможно Вам и не по пути…

Поэтому в моей интерпретации этот афоризм будет выглядеть примерно так:

“К лучшему нужно готовить себя всегда, потому что оно более вероятно, чем худшее, так как Вы не пожелаете себе вреда и не будете стремиться к тому, что для Вас плохо. Если, все же, худшее произойдет, всегда останется надежда на то, что оно временно и в скором времени Вы добьетесь желаемого. И тогда можно будет порадоваться лучшему вдвойне, потому что оно произошло и потому, что произошло благодаря Вам вопреки кому-либо. Если же готовить себя к худшему, то, скорее всего, оно произойдет, ибо Вы своими же действиями приготовили для него почву. Оно обязательно наступит, и Ваша подготовка к нему все равно не принесет Вам радости, и будет выглядеть в Ваших глазах не как случайное везение, а как запланированный результат”. 

Еще статьи...