Не надо стыдиться самой неудачи, стыдиться нужно страха перед неудачей

Труд сделал из Человека Обезьяну

Что такое работа

Мы завершили все подготовительные размышления по теме деятельности человека и полностью готовы рассмотреть классификацию форм этой деятельности. Мы начнем рассмотрение с самой простой и вместе с тем самой сложной формы, а именно репродуктивной деятельности с отчужденным результатом.

Простота этой формы заключается в том, что 50, если не все 80 процентов представителей человеческого рода выбрали эту форму в качестве основной и соответственно понять ее будет достаточно легко. С другой стороны эта форма несет в себе основной механизм закабаления человека и потери им своей человеческой сути. А признавать в себе раба очень сложно и согласится с этим практически невозможно.

 

Репродуктивная деятельность с отчужденным результатом

Классификационные признаки

Для начала освежим в памяти классификационные признаки форм деятельности человека.

Репродуктивная деятельность

Любая деятельность человека может быть отнесена к репродуктивной (направленной на получение уже известного результата известными же средствами) или к продуктивной, связанной с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

Репродуктивная деятельность с точки зрения нашей модели психики, характеризуется действиями человека, направленными на получение известного результата, известным способом. Это в свою очередь означает что, этот результат однажды уже был получен (отработан), его отражение находится в психике, как отражение реального, когда-то ранее воспринятого объекта действительности. Следовательно, он является одним из элементов знания индивида. "Я уже ЗНАЮ, что это ТАК и Я ЗНАЮ как это ПОЛУЧИТЬ".

Деятельность с отчуждением результата

По этому признаку, деятельность человека может быть разделена на деятельность, реальные результаты которой принадлежат самому человеку, и деятельность, направленную на получение виртуального результата, связанного с реальными результатами деятельности смысловой цепочкой. То есть деятельность, в результате которой я получаю совсем не то, что, собственно говоря, является результатом этой моей деятельности. В случае отчуждения результата, либо осуществляется подмена результата деятельности человека, либо он получает лишь часть от этого результата.

В случае отчуждения результата деятельности человек выступает в роли, вола, лошади, трактора, то есть является просто рабочей машиной, на которую возложена некая функция. Не зависимо от личности самого человека, на выходе его деятельности (функции) должен быть получен определенный результат, принадлежащий какому-либо объемлющему процессу, а не самому человеку (машине).

Анализ репродуктивной деятельности с отчужденным результатом

Исходя из сказанного, эта форма деятельности человека направлена на получение виртуального, заранее известного результата известными способами и средствами. Виртуальность результата означает то, что непосредственный результат деятельности человеку не принадлежит, ему достается нечто другое. Известные способы, это то что человеком в прошлом было осуществлено неоднократно с гарантированным результатом. Какие примеры этой формы, рабочий у станка, водитель транспортного средства, большая часть преподавательского состава, кассиры, продавцы, менеджеры и руководители среднего звена и так далее.

Отличительными особенностями этой формы, являются однообразные, бесполезные с точки зрения самого человека действия по указанию вышестоящего руководителя. Человек делает то, что говорит ему хозяин, стоп, оговорился руководитель. При этом результат действий человека принадлежит не ему, а хозяину, самому же человеку достается то, что хозяин ему даст.

Как видим, эта форма деятельности выражает тотальное рабство человека. Во-первых, непосредственным результатом действий человека является однообразный продукт или явление. Ничего нового, да и вообще ничего другого человек произвести на свет божий не может.

Мы уже определились, что такие действия относятся к элементам производственного процесса, а субъекты, выполняющие их, являются физическими рабами этого производственного процесса. Именно он, объемлющий процесс наполняет смыслом действия входящих в него субъектов и он же обеспечивает их всем необходимым. Другими словами производственный процесс отвечает за жизнедеятельность входящих в него субъектов. Он же является и их хозяином.

Зависимость от производственного процесса выражает физическое или физиологическое рабство человека. Оно заключается в том, что человек не имеет возможности действовать самостоятельно, и соответственно, самостоятельно себя обслуживать. Он отдал свою человеческую сущность (свою уникальную жизнь) в обмен на блага, предоставляемые ему его хозяином. Сущность физического рабства в узкой специализации человека, в его зависимости от вложенной в психику человека программы его предназначения. Это биологический робот, исполняющий исключительно программы, заложенные в него.

С другой стороны, действия человека, характерные для данной формы деятельности, осуществляются в условиях отсутствия личной заинтересованности самого производящего их субъекта в конечном результате этих действий. Результат отчуждается от производящего субъекта. Мы уже знаем, что это возможно только в случае отсутствия у производящего субъекта истинной цели его действий. Истинная цель подменяется виртуальной, удовлетворение которой осуществляется посредством некой смысловой цепочки, связывающей реальные результаты, необходимые исключительно для инициализации этой цепочки с некой виртуальной целью.

Отсутствие процесса постановки цели мы назвали духовным рабством. Человек не в состоянии поставить себе цель, ему не хватает на это силы воли или духа. Таким образом, эта форма характеризуется и духовным рабством производящего эти действия субъекта. Физиологическое и духовное рабство, характерные для данной формы деятельности мы назвали рабством тотальным.

Тотальное рабство и общество

Тотальное рабство заключается в том, что человек в состоянии осуществлять только определенный фиксированный набор действий, при этом инициализация этих действий осуществляется извне. Человек превращается в марионетку, действия которой осуществляются за счет нитей, связывающих ее с хозяином. Набор этих нитей выражает производственный процесс, рабом которого является марионетка, а актер, дергающий за эти нитки, является ее духовным рабовладельцем.

Человек превращается в биологического робота, носителя некоторой силы, посредством которой осуществляется усиление управляющих воздействий хозяина. Как у крановщика, повернул небольшой рычажок, и тонны груза поднимаются вверх или опускаются вниз. Повернул другой, и те же тонны перемещаются вправо или влево.

Что это за сила и элементом чего она является, мы уже говорили и здесь повторяться не будем. Это рабочая сила, основным проводником которой является современное общество. Именно оно культивирует культ этой самой рабочей силы в виде профессионализма, узкой специализации и достойного заработка. Именно обществу нужны биологические роботы, способные к безоговорочному исполнению указаний руководителя.

Кто будет являться непосредственным хозяином такой марионетки в данный момент уже не важно. Сегодня это один работодатель, завтра другой, послезавтра третий. Но суть даже не в этом, главное заключается в другом, такой узкопрофессиональный биологический робот никогда не сможет осуществить нечто самостоятельно, он даже не сможет самостоятельно задуматься. Думалку ему отшибли. А, как известно, темным, обманутым, на ложные цели направленным народом, несоизмеримо легче управлять.

Биороботов или биоавтоматов современная индустрия воспитания и обучения готовит в достаточном количестве, необходимом для формирования "свободного" рынка автоматов данного вида. Потребности общества в таких автоматах формируют рынок труда, как рынок рабочей силы. Тем самым включаются рыночные механизмы и человек, как саркофаг общественной рабочей силы, становится обычным, типовым для работодателя товаром.

На рынке труда ценится не сам человек, а его рабочая сила. Продается и покупается именно она, а не человек. Но рабочая сила в отрыве от человека существовать не может. Для того, что бы стать товаром, ей нужен некий саркофаг, в виде биологических клеток, посредством которых рабочая сила сможет реализовать заложенную в нее программу в физическом мире. Не надо много труда, что бы догадаться, что этим набором клеток является физическое тело человека. Таким образом, уникальная психика человека, его специфическое Я, подменяется профессиональной, узкоспециализированной рабочей силой, принимающей управление физическим телом человека и его существованием в окружающей действительности на себя.

При этом, как мы уже говорили, каждая конкретно рабочая сила имеет свой вес в обществе и определенный статус, в виде набора льгот и услуг, получаемых от общества, достаточный для физического существования носящего ее саркофага, в виде заработной платы или других общественных благ. Например, синий маячок на автомобиль.

Естественно рабочая сила существует не сама по себе в окружающей действительности, а как элемент некой глобальной виртуальной системы, созданной человечеством. В этой связи, рабочая сила получает от этой системы (общества или конкретного хозяина) ровно столько, сколько ей необходимо для выживания на соответствующей иерархической ступени этой системы. Ни о каком самостоятельном существовании саркофага в этом случае, в отрыве от рабочей силы речи здесь не идет. Человек становится добровольным рабом этой системы. В соответствии со сказанным эту форму деятельности мы назовем, да и называем - РАБОТА.

Резюме

Работа, это форма деятельности человека, предусматривающая осуществление им исключительно репродуктивных действий, результат которых отчуждается от него.

Эта форма выражает тотальное рабство человека от общества. Именно оно является основным рабовладельцем в современных условиях. Вне общества такой человек выжить не в состоянии, он полностью зависим от него и предоставляемых обществом благ.

Репродуктивная деятельность с присвоенным результатом

Отличием этой формы деятельности от предыдущей, является присвоение конечного результата деятельности субъекта. Человек, по крайней мере, уже осознает цели своих действий, но всегда действует по шаблону. Это форма деятельности характерна для духовного раба, но физически свободного. Он в со

Творчество

Только  неразборчивость  или  бедность  нашего  языка  заставляет нас говорить,   что   Гете  "трудился"  над  Фаустом.  Труд  как  таковой  исключает творчество.  Творчество может соединиться с известной долей страдания, оно может рождать  иногда  довольно  неприятные  сомнения, ему полезно бывает недовольство художника  самим  собой,  но  ни  об  этом,  ни  о физических потерях организма, неразрывных  с писанием книг ли или картин, при творчестве не стоит и упоминать, так  как  все  это  с  избытком окупается той полнотой существования, которой не могло  бы  и  быть без элемента страдания.

Что такое труд

Мы разобрались с понятием работа. Теперь нам достаточно легко можно объяснить себе некоторые противоречия, которые мы находили по теме работы в словарях и распространенных мнениях. Например:

Работа - "...мера действия силы...". Понятное дело. Это ведь абстрактная величина, некоторая мера того, что эта сила, должна выдать на гора, причем с указанием когда и сколько. Под мерой здесь понимается необходимый отчуждаемый результат, однозначно полученный в ходе репродуктивной деятельности биоробота. Под силой в этом случае понимается активность человека, попавшего в рабство производственного процесса. Если в этот процесс начнет вмешиваться человек, со своими человеческими "фишками", работа мерой уже не будет. Вступает в силу элемент неопределенности.

Рабочая сила - "...совокупность физических и духовных сил человека, применяемых им в процессе производства". То же понятно. Абстрактная, не зависящая от личности человека величина, используемая в производстве. Разве она должна чем-то отличаться, например, от станка, гарантированно дающего результат. Конечно, нет. Иначе будет сбой, и производственный процесс будет нарушен.

Работа - "...совокупность задач и функции, которые способен выполнять один человек или которые могут быть поручены одному человеку". Естественно незаменимых людей нет. Они лишь винтики в общем процессе. Сточился, сломался, испортился? Не проблема... Заменим новым болтом с теми же функциями и требованиями. У нас, их, вон на улице, пруд пруди...

С  работой все ясно. Пора нам подумать и отделить, наконец, окончательно понятия работы и труда. Этим и займемся в данном выпуске рассылки.

Продуктивная деятельность с отчужденным результатом

Классификационные признаки

Как обычно для начала освежим в памяти классификационные признаки форм деятельности человека.

Продуктивная деятельность

Любая деятельность человека может быть отнесена к репродуктивной деятельности (направленной на получение уже известного результата известными же средствами) или к продуктивной, связанной с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

Ведущую роль в деятельности человека должна играть продуктивная деятельность. Она всегда индивидуальна, всегда уникальна, в отличие от репродуктивной деятельности, которую в принципе, можно передать другому человеку, машине или животному, при наличии соответствующей технологии. В плуг можно впрячь и трактор с трактористом, и лошадь и, в принципе, человека или группу людей. С точки зрения нашей модели психики, продуктивная деятельность характеризуется действиями человека, направленными на получение нового, неизвестного, но предполагаемого заранее результата. Это означает что, результат этих действий никогда еще человеком не был получен, его отражения в психике нет. Это в первую очередь эксперимент.

Деятельность с отчуждением результата

По этому признаку, деятельность человека может быть разделена на деятельность, реальные результаты которой принадлежат самому человеку, и деятельность, направленную на получение виртуального результата, связанного с реальными результатами деятельности посредством смысловой цепочки. То есть деятельность, в результате которой я получаю совсем не то, что, собственно говоря, является результатом этой моей деятельности. В случае отчуждения результата, либо осуществляется подмена результата деятельности, либо человек получает лишь часть от этого результата.

При отчуждении результата человек выступает в роли, вола, лошади, трактора, то есть является просто рабочей машиной, на которую возложена некая функция. Не зависимо от личности самого человека, на выходе его деятельности (функции) должен быть получен определенный результат, принадлежащий какому-либо объемлющему процессу, а не самому человеку (машине).

Анализ продуктивной деятельности с отчужденным результатом

Исходя из сказанного, рассматриваемая нами форма деятельности человека связана с выработкой и достижением новых или старых целей, но с применением новых средств. С другой стороны, отчуждаемый результат говорит о том, что данная форма деятельности связана с подменой у человека истинных целей деятельности на виртуальные. Только благодаря этому, в принципе и возможно само отчуждение. Как же разрешается в этом случае, появляющееся на первый же взгляд противоречие в процессе постановки цели? С одной стороны выработка новых целей деятельности(разве она может быть не самостоятельной), с другой, их подмена на унифицированные в общем случае, виртуальные цели (однозначно предлагаемые извне). Каковы же они, истинные цели, побуждающие человека к деятельности в этом случае? И вообще, в чем проявляется виртуальность, если человек сам ставит себе новые цели?

Разве можно говорить о виртуальности результата и естественно первоначальной цели, например, того же Королева, запустившегося в космос человека? Результат ведь на лицо. Вот она ракета, вот он полет, вот человек, который летал в космос. Где здесь виртуальность? И разве в процессе достижения этой стратегической цели, Королев не ставил сам себе более частные подцели? Разработка материала корпуса, системы навигации, ракетного двигателя и прочее, прочее. Конечно, все это реальные цели и результаты. Вот только какое личное отношение они имеют к Главному конструктору? Что лично он получил, добившись этих результатов? А мы уже знаем, что деятельность человека побуждается только и исключительно личными целями.

Но именно в том и заключается виртуальность конечного результата в случае отчуждения, что непосредственный результат самой деятельности, видимый даже "невооруженным глазом", человеку лично принадлежать не будет, и, следовательно, побуждать его к активности не может. Каков бы он ни был. Выращенный картофель, созданный синхрофазатрон, сконструированная ракета или сто пятидесятый в серии бюст В.И. Ленину. Их создателю лично достанется нечто другое, менее заметное на первый взгляд, но инициировавшее всю эту деятельность. Например, общественные почести, медалька на грудь, личный шофер или что-то еще. Суть отчуждения при этом не меняется ни от изменений непосредственных, ни личных результатов деятельности человека.

Поэтому, личные достижения, в общем случае, будут одинаковы для всех представителей трудовых профессий во всех областях. Профессор этимологии получит не меньше, но и не больше, чем профессор ядерной физики. Таким образом, не смотря на различие в сферах деятельности, существенных различиях в непосредственных целях деятельности, личные результаты, а соответственно и личные цели деятельности "трудящихся" унифицированы. Пост на кафедре, ученая или научная степень, возможно служебный автомобиль, дача и так далее. Вот именно эти, унифицированные личные цели и ставят себе наши трудящиеся и добиваются их.

Добиваются, какими средствами и способами? Продуктивными. Используя для этого весь свой "человеческий" потенциал. Они не спят ночами, прорабатывают горы сопутствующих материалов в целях нахождения новых способов и их комбинаций, ставят на уши тысячи подчиненных в интересах создания условий, возможно приводящих к желаемой цели, а может быть, и совершат дворцовые интриги, которых еще и мир не видел. Полет фантазии и образное мышление задействованы на полную мощность. И не смотря на все это, они прекрасно знают, ЧТО конкретно им нужно для достижения своей личной цели. Назовем это ЧТО, эту последнюю реальную промежуточную цель "решением задания партии и правительства". Именно достигнув ее, посредством смыслового связывания, "трудящийся" неминуемо достигнет своей личной заветной цели.

А как же иначе? Если бы Королевы лично нужны были ракеты, как бы он мог отчуждать их от себя? А Сахарову, зачем нужно было добровольно нести материалы по водородной бомбе на блюдечке советскому правительству? Его лично волновал паритет США и СССР? А Энштейн публиковал свои очерки по теории относительности видимо из-за того, что просто был не в состоянии использовать выводы своей теории иначе? И только после публикации он смог совершить движение на скорости приближающейся к скорости света? До этого никак не получалось?

Что мы получаем на выходе? "Трудящиеся" максимально задействуют все человеческие способности, на достижение заранее известного, в общем случае одного и того же виртуального результата. Почему? Потому, что другого способа получить его не видят и не знают. Не думаю, что у Королева было больше почестей, чем, скажем, у народного академика Лысенко. Личные результаты их труда были едины. Хотя промежуточные цепочки целей, приведшие к ним, различны. Один ракеты запускал, другой генетику громил и яблоки на березе выращивал.

Таким образом, отличительными особенностями этой формы деятельности человека, являются уникальные в общем случае действия, направленные на появление новых, но бесполезных с точки зрения самого человека, объектов и явлений окружающей действительности. Естественно в этом случае, непосредственные результаты деятельности человека его не интересуют и могут быть от него отчуждены. Ему же нужны те виртуальные блага, которые ему предоставит общество за "достижение задания партии и правительства". Смысловое связывание непосредственных результатов и этих виртуальных благ определяет последовательность действий "трудящегося". Поэтому, они, эти блага и являются конечной целью его непосредственной деятельности.

Выражает ли эта форма деятельности, ту или иную форму зависимости человека и если выражает то какую? Во-первых, непосредственным результатом действий человека является новый продукт или явление окружающей действительности. Следовательно, мы можем сделать вывод, что эта форма деятельности освобождена он пут производственного процесса, исключающего появление нового продукта. Человек сам ставит себе цели, по крайней мере, промежуточные и достигает их в процессе своей деятельности. Следовательно, в общем случае, трудящийся действует самостоятельно, и не зависим от того или иного производственного процесса, а возможно и управляет им. На основе сказанного, мы можем сделать вывод, что трудящийся свободен в смысле физиологического рабства.

С другой стороны, действия трудящегося, как и в случае работника, осуществляются в условиях отсутствия личной заинтересованности самого производящего их субъекта в конечном непосредственном результате его действий. Этот результат отчуждается от производящего его субъекта. Мы уже знаем, что это связано с отсутствием у производящего субъекта истинной цели использования непосредственного результата его действий. Следовательно, как и в случае работы, истинная цель подменяется виртуальной, удовлетворение которой осуществляется посредством смысловой цепочки, связывающей бесполезные с точки зрения производителя реальные результаты, с некой виртуальной личной целью, собственно и инициирующей всю цепочку его действий.

Это означает, что "трудящийся" имеет возможность действовать самостоятельно только в рамках этой виртуальной цели, другими словами лишь в рамках отведенных ему полномочий "трудящийся" имеет возможность самостоятельно искать новые способы и средства достижения, поставленной ему цели. Вне этой цели, трудящийся ничем не отличается от работника. Самостоятельно поставить себе цель, он не в состоянии.

Отсутствие процесса постановки цели мы назвали духовным рабством. Человек не в состоянии поставить себе цель, ему не хватает на это силы воли или духа. Таким образом, эта форма деятельности человека характеризуется духовным рабством производящего эти действия субъекта.

Духовное рабство и общество

Духовное рабство, конечно, предоставляет человеку определенную долю самостоятельности, но эта самостоятельность сродни водителю служебного автомобиля. Безусловно, владелец такого автомобиля дает водителю полную самостоятельность на дороге и не вмешивается в процесс управления автомобилем. Водитель это сделает лучше, проедет быстрее, надежнее, выберет более правильный путь, без происшествий доставит хозяина именно туда... куда укажет ему владелец автомобиля. Таким образом, духовное рабство заключается именно в отсутствии самостоятельной постановки самой цели деятельности. Цепочка действий инициируется извне. И вовсе не обязательно в виде конкретного указания руководителя. А, например, самой постановкой проблемы в обществе. Скажем, необходимостью создания соответствующего паритета в вооружении Советского Союза и США, как это было в случае создания водородной бомбы Сахаровым или необходимостью создания эффективного лекарства против СПИДа или рака.

И проблема здесь не в том, есть ли реальная проблема или нет. Она действительно есть. Проблема в том, чья это проблема и что в случае ее решения получает исполнитель. Если мне не нужно колесо, я не буду его изобретать? Но если за это колесо, ОН!!! меня погладит по головке, или медальку повесит (как в сказке у Филатова про Федота Стрельца) тогда, конечно, я что-нибудь придумаю. Хотя добровольные лекари чумных поселений, конечно, были, но это были исключения. Из той же серии, что и с шашками наголо, кавалерия Буденного бросалась под танки, а белогвардейцы шли в "психическую" атаку. За что, напрашивается первый вопрос, и как? Добились? Второй. Но остановимся пока на этом. Надеюсь ясно, что внешняя цель может появляться как от начальника, так и быть подсвеченной идеологией в обществе. И в том и в другом случае, цель внешняя и что бы она могла инициировать деятельность, она должна быть связана смысловой цепочкой с чем-то, чего исполнитель желает получить. Таким образом, цель поставлена в обществе, смысловая цепочка предложена, общество ждет исполнителя. Тот, кто сможет ее решить. В рамках ее достижения, этому кто-то будет предоставлена полная самостоятельность в выборе средств и способов. Он будет заниматься ОБЩЕСТВЕННОПОЛЕЗНЫМ ТРУДОМ и получит за это естественно общественное признание.

В случае духовного рабства, человек, конечно, не превращается в марионетку, как это происходит с тотальным рабом, но он превращается в добровольного раба общества, общественных целей и интересов и его благ. Это луноход, который управляется с Земли, но в принципе может и самостоятельно объехать препятствия. Трудящийся, как и тотальный раб не в состоянии жить и выживать вне общества, он зависим от него точно так же, хотя и имеет некоторую долю свободы. Общество и его интересы предлагают духовному рабу карту жизни, если так можно выразиться. Цели и направления его движения. В рамках этих направлений, трудящемуся предлагается определенная доля самостоятельности.

Естественно духовное рабство более изощренная форма закабаления, чем тотальное. Во втором случае человеку легко осознать саму суть своего рабства. Он лишен всего. Он связан по рукам и ногам и ощущает это все своим нутром. И если бы не горнило пропаганды и воспитания современной цивилизации, оно бы не смогло продержаться долго. Ее устои постоянно сотрясались бы восстаниями рабов, точно также как это было во времена древнего мира. Просто оно сменило формы.

Духовное же рабство создает иллюзию свободы. Человек сам осуществляет "выбор" направления своего развития, требуемых ресурсов, необходимых методов и способов достижения "своей" цели. И достигая ее, общество благодарит его с торицей. Уважаемый, выдающийся, гениальный человек. Вот только сизифовым трудом занимается. Результаты его действий принадлежат не ему и используются не им. Впрочем, другого, не Сизифова труда, по определению этого понятия и быть-то не может. Осмысленная деятельность лишенная собственной непосредственной цели. А, Вы думаете, Сизиф на гору камень без смысла таскал? Да, нет, что Вы. И для него смысл его действий ясен. Например, в изложении Альбера Камю. Кому интересно, можете найти очерки в Интернете.

Потому духовное рабство, страшнее физиологического. Физиологическое рабство, по крайней мере, не прячет свои несвободы, под шаль высокопарных слов. Оно говорит достаточно откровенно. Ты раб. Но разве это плохо? Разве тебе чего-нибудь не хватает? Зачем тебе головная боль искать мучительные ответы. Я даю тебе их. Не бери дурного в голову. Тебе разве больше других надо? Дай мне то, что я прошу, и получишь от меня все что тебе надо.

В отличие от него, духовное рабство кричит о полной свободе. Вы выбираете себе деятельность по душе. Вы трудитесь на благо общества. Благодаря Вашим усилиям миллионы спасутся. Да, Вы просто гений. От Вас зависит судьба человечества. Разве можно устоять в таких условиях и не использовать все имеющиеся способности на благо таким оракулам? Трудно и сложно. Но можно. И главное нужно. Надо всего лишь на всего ответить себе на один вопрос. А кому это нужно? Если не мне, то кому? Президенту? Хозяину? Обществу? Стране? Моему близкому? Что лично Я получу, решив проблему и достигнув результата? Мерить необходимо любую одежку, только на себя. Если кроме уважения и почета, Вы ничего больше не получите, ответ, думаю, уже очевиден... А чем, собственно говоря, так уж плохи уважение и почет? Отдельная большая тема. Но уж очень эти понятия близки к самому страшному человеческому греху, к гордыне, к возвышению себя над другими людьми...

Но, пора заканчивать с этой формой деятельности. Думаю, ее основная суть ясна. Итак. Продуктивную деятельность с отчуждаемым результатом, мы назовем ТРУД. В отличие от работы, характеризующейся тотальным рабством, труд выражает духовное рабство человека. Это армия Македонского, мощная и непобедимая при Александре и забвенная после его смерти. Это Лени Шиндины (герой Леонида Куравлева из фильма "Мы нижеподписавшиеся"), поставивших своей целью жизни, быть опекой ... выдающегося строителя всех времен и народов, нашего наилюбимейшего, наичестнейшего, наивыдающегося начальника стройки. Если не смотрели этот фильм. Рекомендую. Бесплатное пособие к настоящему выпуску рассылки. Если смотрели, пересмотрите. Уверен, найдете много нового...

Резюме

Труд, это форма деятельности человека, предусматривающая осуществление им продуктивных действий, результат которых, по той или иной причине отчуждается от человека. При этом суть причины отчуждения не имеет никакого значения. Сам факт отчуждения определяет первый и единственный признак труда.

Эта форма выражает духовное рабство человека от кого бы то ни было. Это может быть человек, группа, общество, государство. Рабовладелец душ не имеет значения. Важно, что человек добровольно отдает себя полностью и свою жизнь на исполнение воли своего хозяина. В старину это называлось, раб на пекулии...

PS: С учетом разделения понятий "труд" и "работа", мне хотелось бы вернуться к этимологическому исследования понятия "работа". Вспомните:

В своей работе "ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ и РУСЬ" господин Ташкинов И.В. дает следующее объяснение слова "работа", деятельность - посвященная богу солнца РА. "Труд был всегда и останется навечно мерой, источником и результатом жизни человека. Это должно было отразиться в языках всех народов. Отношение к труду, как к божественному явлению, получило своё отражение и у русского народа в слове "работа", этимология этого слова следующая: "Ра" + "бота", т.е. божественное действие. Второй корень слова - "бота", имеет применение и в слове "батрак", где снова - "бат-РА-к", производящий Божие, где "ботать" значить бить, делать движения и прочее".

У этого объяснения возможны два варианта толкования. Первое - деятельность человека, посвященная Богу РА (богу света). То есть деятельность на благо Ра, не себя лично. Отчуждение результатов моей деятельности в пользу бога. Раз посвящено Богу, значит не мне лично. На благо Бога трудилось и огромное количество монастырских мужичков, смыслом жизни которых, являлось процветание "любимого" монастыря, от которого бежали они, при первой же возможности.

И второе. Деятельность человека на благо "света". То есть любая деятельность, посвященная свету, направленная на увеличение света в мире, если так можно выразиться. Под светом можно понимать то, что мы сейчас трактуем как радость (Ра-дость, достаток света) жизни. Это уже деятельность, направленная как минимум на поиск своего личного счастья, на прославление радости самой жизни Человека. Согласитесь, совсем другая интерпретация. Какое из этих определений было изначально, думаю, не стоит труда догадаться. В своих же рассуждениях, мы отталкиваемся от современного понимания и распространения понятия РАБОТА.

Что такое ремесло (часть 2)

В прошлом выпуске мы определились понятием ремесла и выделили в этой форме деятельности наши классификационные признаки деятельности человека. Итак, ремесло это репродуктивная деятельность человека связанная с присвоением результатов его деятельности. Посредством своего производственного опыта ремесленник производит некий результат, который затем по своему усмотрению использует. Не важно использует ли он этот результат сам, передает общине, заказчику, купцу и так далее, важно, что результат его действий полностью принадлежит ему самому и он распоряжается им самостоятельно, по своей прихоти. 

Репродуктивная деятельность с присвоенным результатом

Психологический анализ репродуктивности деятельности с присвоенным результатом 

Исходя из сказанного, рассматриваемая нами форма деятельности человека направлена на получение желаемого человеком результата известными способами и средствами. Желаемость результата в этом случае означает то, что непосредственный результат деятельности будет принадлежать самому человеку, так как именно он лично  стремиться получить или достичь его, и именно этот желаемый результата побуждает человека к самой деятельности. Известные способы и средства, это то, что человеком в прошлом было осуществлено неоднократно с гарантированным результатом.

Отличительными особенностями этой формы, являются однообразные действия человека, направленные на получение некоторого средства, с помощью которого человек достигает своих желаемых целей. Если сапожнику нужны сапоги, он получает их посредством своих действий по пошиву, если ему нужны брюки, он получает их в обмен на дополнительную пару сапог, произведенную им для обмена. Как видим действия человека одни, а цели различны. Очень похоже с рассмотренной нами формой работы. Те же однообразные действия, результат которых является средством достижения личных целей.  Не зря в историческом экскурсе, эти формы плавно перетекают из одной в другую. Но есть между ними и существенное различие. 

Действия работника всегда осуществляются по указанию руководителя и результаты действий работника никогда ему не принадлежат. Мы исключаем из рассмотрения варианты воровства. Таким образом, де юре, результаты деятельности принадлежат владельцу производства. В отличие от работника, все что произведено ремесленником, не зависимо от того, что послужило инициацией производства, принадлежит самому ремесленнику. Сапожник работник обязан произвести за смену требуемое количество пар обуви. За это он получит причитающееся ему вознаграждение. Сапожник ремесленник никому ничего не обязан. Он может вообще ничего не производить, если ему в лом. Инициацией его действий выступает не внешнее воздействие (указание руководителя), а собственные желания и прихоти. Хочу, делаю, не хочу, не делаю.

Именно поэтому, несмотря на то, что результат действий и работника и ремесленника является лишь средством на пути достижения собственных целей, ремесленник свободен с точки зрения выбора способов и средств достижения цели. Для получения результата он может произвести 10 пар валенок, 5 пар туфлей или двух пар сапог. Оценив конъюнктуру рынка или найдя соответствующего заказчика, ремесленник выбирает оптимальный с точки зрения эффективности пусть достижения личной цели. Почему? Потому что в любом случае, результат действий будет принадлежать лично ему и ему в последующем потребуется найти способ преобразование конкретного результата (сапоги) в желаемое (шляпа). В конце концов и заказчик, не говоря уже о рыночном ремесле, может отказаться под каким-либо предлогом от товара. Что останется в этом случае ремесленнику? Результаты его труда. Не желаемое, а именно то, что принадлежит ремесленнику в качестве конечного результата его действий. 

В отличие от ремесленника, работник никогда не сможет получить результат своих действий. В любом случае он будет отчужден от него. И даже если хозяин производства не сможет продать товар, он принадлежать работнику не будет. Исключение будет составлять лишь факт расплаты хозяина с работником произведенным товаром. Но и в этом случае, объем произведенного работником, никогда не будет равен объему полученного им.

Ремесло как форма рабства 

Мы уже видим, что ремесло, как форма деятельности также отражает один из видов рабства или закабаления человека. Во-первых, непосредственным результатом действий человека является однообразный продукт или явление. Ничего нового, да и вообще ничего другого человек произвести на свет божий не может.

Мы уже определились, что такие действия относятся к элементам производственного процесса. Этот вид рабства мы назвали физическим рабством, а субъекта выражающего эту форму зависимости рабом производственного процесса. Другими словами существует некий самостоятельный, независимый от самого человека процесс или технология преобразования, например, кожи животных в элегантную обувь. Этот процесс проработан до мельчайших подробностей. Нарушение того или иного звена процесса приведет к сбою в его работе и конечный  результат его осуществления получиться не надлежащего качества. Звенья процесса реализуются посредством осуществления неких действий со стороны человека. Если действие будет некорректным, звено не сможет соединиться с последующим и конечный результат процесса не будет достигнут. Таким образом, конкретные действия человека на каждом звене однозначно определен и определен не самим человеком, а порядком осуществления объемлющем это звено процессом.  

Таким образом, как и в случае работника, ремесленник является рабом производственного процесса. Его действия однозначно зависимы от реализуемой им в данный момент времени технологии. Изменить свои действия он не может, он является элементом, встроенным в этот процесс. Но в отличии от работника, ремесленник волен инициировать тот или иной из имеющихся в его распоряжении процессов или технологий по своему усмотрению. Выйти из рамок запущенного процесса ремесленник не может, но инициировать этот процесс или нет, воля самого человека. Таким образом, являясь рабом производственного процесса, ремесленник остается свободным в духовном плане. У него, в отличие от духовного раба, остается воля в выборе целей, к которым стремиться и пусть даже в ограниченном масштабе, в рамках его мастерства, в выборе способов и средств достижения этих целей.

Ремесло и современность 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что форма ремесла изжила себя в современном обществе, осталась где-то глубоко в прошлом. Так ли это или нет? Давайте разберемся. Основными характеристиками ремесла являются однообразные действия и присвоение результата этих действий. С этим мы уже разобрались. Что означает присвоение результата. То, что в конце действий человека, будет получен результат, который будет принадлежать самому человеку. Будет ли нужен этот результат еще кому-нибудь и сможет ли он стать средством обмена или достижения ремесленником желаемого, в общем случае не известно.

В случае работника, этот вопрос его абсолютно не интересует. Нужен ли продукт его действий кому-нибудь или нет, его не волнует. Главное что за свою работу он должен получить причитающееся. И все. Больше его ничего не волнует. И самое главное в этом случае, обезопасить себя от недобросовестного работодателя, который почему-то не сможет выплатить положенное. Откуда это причитающееся берется, а тем более, где возьмет это работодатель, работника не волнует. 

В отличие от этого, ремесленник ни от кого ничего не получит. Он получит только то, что произведет сам. И в этом случае несет вполне конкретный риск не достижения требуемого. Продукт его деятельности может оказаться невостребованным и ремесленнику, в отличие от работника, всегда получающего свое причитающее, придется положить зубы на полку. Следовательно, ремесло это однообразные действия в условиях отсутствия гарантированного  получения желаемого результата. Ремесленник всегда рискует.

Можем ли мы найти эту форму деятельности в современном обществе? Да сколько угодно. Как мы уже определились, ремесленник работает с простыми орудиями труда, в основном самостоятельно, в условиях риска сбыта продуктов своей деятельности. 

Не трудно найти примеры. Малое предпринимательство, фермерство, свободные специалисты в той или иной области, мастера, строители, швеи, повара и так далее. Все те, кто волен выбирать сам, выходить ему сегодня на работу или нет. Но не только. К какой форме деятельности отнести, например, деятельность адвокатов, свободно действующих юристов, нотариусов, наших доблестных депутатов и политиков? Они трудятся, работают или ремесленечают?

Действия этой группы однообразны, ну разве, что за исключением адвокатов высокого полета, каждый процесс которых является творческим актом, непредсказуемым полетом мысли и фантазии. Кому принадлежат результаты их действий? Трудно сказать сразу, но уж точно не нам и не народу. А кому? Им родным. О ком, как не о себе им беспокоиться. Как во власти подольше продержаться, как кресло удержать, как взять по больше, пока время не прошло, как будущее свое обеспечить. Куй железо пока горячо.  Кто из них, по собственной воле, свой кабинет покинул? Видать нравится слугами народа быть. Мы не будем здесь их деятельность исследовать. Я высказал свою точку зрения, и спорить с кем-либо, кто имеет противоположное мнение, не буду. Хороший у Вас депутат, творит на Ваше благо и слава богу. 

Хотите еще примеры? Работники ГИБДД на дороге. Разве не ремесленники? Результаты их деятельности нужны только им. Нам, водителям, они точно не нужны. И орудия труда простейшие, палочка полосатая, труба замерочная, знак, который брат подарил. Да и все, пожалуй. Достаточно. И надо сказать не плохо ремесленечают. Ремесло у них такое, дань с проезжих собирать. Хотя иногда и творческое мышление включается. Как подставу организовать, как место поскрытнее выбрать, как статью покруче впарить и без того бесправному водителю...

 

Резюме

Ремесло, это форма деятельности человека, предусматривающая осуществление им репродуктивных действий, результат которых, принадлежит самому человеку.  

Ремесло выражает физиологическое рабство человека от производственного процесса, в рамках которого осуществляются его действия. Все эти производственные процессы, в большей степени не подчинены самому человеку и существуют вне зависимости от него. Единственным и владельцем, а следовательно и рабовладельцем ремесленников является общество или цивилизация. Вне рамок современного общества, общественно-политического строя, цивилизации, ремесло не возможно. Именно они ведут к общественному разделению труда, которое и ведет к появлению ремесла, как формы закабаления человека. Но об этом мы будем говорить позже.

Здесь же отметим, что ремесло характеризуется духовной свободой человека, способного самому себе поставить цель и добиться ее, пусть даже и в рамках определенного производственного процесса. Ремесло в психике человека заключается в матрице возможных переходов, отражающих звенья производственных процессов, с которыми оперирует ремесленник. Он волен выбирать себе цели, к которым будет стремиться, но двигаться к этим целям он будет только и исключительно в рамках этой матрицы. Он неспособен изобрести что-либо новое, он способен лишь использовать уже имеющееся.

Что такое ремесло (история ремесла)

Мы ввели два классификационных признака, по которым разделили всю деятельность человека на 4 формы. В предыдущих выпусках мы разобрали понятия работы и труда. Но с этими формами мы имеем дело уже давно. Мы рассматривали их на протяжении уже нескольких выпусков. Пришло время разобрать следующую форму деятельности человека, а именно понятие ремесла. Как обычно, посмотрим, что дает нам толкование этого понятия в словарях.

Наиболее подробно, а главное на основе вполне конкретного классификационного признака, толкования понятия ремесла мы можем найти в Большой Советской Энциклопедии. Остальные словари, дают частные определения этого понятия. Поэтому БСЭ мы и возьмем за основу нашего рассмотрения.

Определение понятия ремесла

Ремесло - мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии, а затем частично сохранившееся наряду с нею. Для ремесла характерны:

  • применение простых орудий труда;
  • решающее значение в производственной деятельности ремесленника играет его личного мастерство, которое позволяет производить высококачественные, а часто и высокохудожественные (см. ст. Народное творчество, Народные художественные промыслы) изделия;
  • индивидуальный, мелкий характер производства (ремесленник работает один или с крайне ограниченным числом помощников).

К главным признакам ремесла можно отнести:

  • преобладание ручной работы; применение небольших двигателей;
  • предприятие составляется из небольшого числа работников (хозяин, мастер, подмастерья и ученики);
  • сбыт продуктов большей частью на заказ, а не на рынок.

В дальнейшем развитии ремесло вытесняется мануфактурой, фабрикой и заводом, и лишь в производствах, где ручной труд и искусство играют первенствующее роль, ремесло сохраняется.

Классификация ремесла

Ремесло возникает вместе с началом производственной деятельности человека и, развиваясь вместе с развитием техники в рамках различных общественных формаций, принимает различные формы. В соответствии со стадиями общественного разделения труда оно обычно подразделяется на домашнее ремесло, ремесло на заказ, ремесло на рынок.

Домашнее ремесло - производство изделий для удовлетворения нужд того хозяйства, членами которого они изготовлены. Это первая форма ремесла, при которой оно ещё не обособилось в самостоятельную отрасль хозяйственной деятельности. Домашнее ремесло - неотъемлемая принадлежность натурального хозяйства.

Ремесло на заказ - производство изделий ремесленником по заказу потребителя из своего сырья или сырья заказчика. К ремеслу на заказ примыкает и работа, выполняемая ремесленником в чужом хозяйстве на условиях сдельной или подённой оплаты (иногда выделяется в отдельную разновидность ремесла, особенно если в поисках работы ремесленники постоянно переходят с места на место - так называемые бродячие ремесленники).

Ремесло на рынок представляет собой мелкотоварное производство, при котором ремесленник либо сам продаёт свои изделия потребителю на местном рынке, либо сбывает их купцу. Ремесленное производство на местный рынок, когда сохраняется личный контакт производителя и потребителя, основано, подобно ремеслу на заказ, на узком разделении труда внутри небольшого городского или сельского района. Производство, рассчитанное на сбыт в отдалённые районы, базируется на более широком разделении труда, которое влечёт за собой развитие обмена и появление купечества как особой социальной группы. С возникновением ремесла на заказ и, особенно, на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров.

В исторической и экономической литературе встречаются и другие, более узкие определения ремесла и иное подразделение его на различные виды. Часто в содержание понятия ремесла не включается домашнее ремесло, которое в таком случае обозначается каким-либо другим термином, например в применении к крестьянскому домашнему хозяйству, ремесло называют домашней промышленностью или домашними промыслами. Иногда ремеслом называют лишь ремесло на заказ (в этом случае ремесло на рынок часто называется кустарной промышленностью) или же ремесло на заказ и на рынок только на той стадии их развития, когда ремесленники являются мелкими экономически самостоятельными производителями, владеющими в качестве личной собственности своими средствами производства. В этом случае из понятия ремесла исключаются, с одной стороны, домашнее ремесло и часть ремесла на заказ, с другой - работа ремесленников. уже закабалённых капиталом, т. е. капиталистическая работа на дому. В русской экономической и статистической литературе часто все ремесленники 19-20 вв. называются кустарями.

Краткие выводы по теме

Ремесло в первую очередь связано с ручным производством, при котором решающее значение играет личное мастерство ремесленника. При этом, ремесло основывается на применении простых орудий труда. Что это означает? Что основу ремесла составляет признак репродуктивной деятельности человека, связанный с качественным, гарантированным производством некоторого товара. Термин мастерства в данном случае, ничего другого означать не может. Пройдя путь от подмастерья до ремесленника, последний набирает необходимый опыт производства и может уже самостоятельно существовать в обществе, где однообразные результаты его деятельности, связанные с общественным разделением труда, будут востребованы.

Применение простых орудий труда и использование в производстве ремесленника небольшого числа задействованных людей, ведет к его самостоятельности, независимости от собственников средств производства, что вполне однозначно указывает нам на присвоение ремесленником результатов своей деятельности. После получения результата, ремесленник может выбрать, что делать ему с ним, использовать самостоятельно или же продать. При этом независимо от целей производства, весь результат его деятельности принадлежит только ему. Даже в случае производства на заказ, ремесленник производит товар для себя и в случае, скажем так расторжения контракта, результаты его деятельности будут принадлежать ему. В случае же соблюдения условий заказа, ремесленник получит именно то, что ему требовалось в начале производства. Таким образом, ремесло, есть средство достижения ремесленником своих целей.

Для более тонкого понимания ремесла, на мой взгляд, может быть очень интересным исторический экскурс, взгляд на развитие ремесла в человеческом обществе.

Исторический  взгляд на развитие ремесла

При первобытнообщинном строе господствовало домашнее ремесло. Члены первобытных хозяйственных коллективов производили изделия из камня, дерева, кости, глиняную посуду, ткани для одежды (для чего нужно было освоить технику прядения и ткачества) и т.д. Мощный толчок развитию ремесла дал переход к земледельческо-скотоводческой экономике и к оседлому образу жизни. На этой стадии развития зарождается металлургия, важное значение приобретает строительное дело. В связи с усложнением ремесленной техники и с появлением новых отраслей производства, которые уже в силу своей технологии требовали участия профессионалов (прежде всего металлургия), начинают выделяться ремесленники, специально занятые каким-либо видом ремесла (кузнецы, гончары и др.). Выделение этих ремесленников было первым шагом на длительном пути отделения ремесла от сельского хозяйства, представляющего собой один из важнейших этапов общественного разделения труда.

Домашнее ремесло продолжало оставаться широко распространённой формой ремесла на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Крестьянское население само производило большую часть потребляемых им простых ремесленных изделий. Ремесленные изделия производились также в хозяйствах представителей господствующих классов, причём в наиболее крупных хозяйствах происходила специализация ремесленников (царские и храмовые хозяйства государств Древнего Востока, крупные рабовладельческие хозяйства античного мира, барские хозяйства феодалов эпохи средних веков). Однако ведущая роль в развитии ремесла постепенно переходила к ремеслу на заказ и на рынок. Уже в законах вавилонского царя Хаммурапи (18 в. до н.э.) упоминаются кузнецы, строители, камнерезы, плотники, кожевники, судостроители, работавшие, вероятно, на условиях подённой оплаты. Ещё большее, чем в странах Древнего Востока, количество ремесленников, ведших самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ и на рынок, имелось в Древней Греции, эллинистических государствах, Древнем Риме. Значительная (вероятно, даже основная) часть этих ремесленников концентрировалась уже в городах.

С выделением профессионального ремесла, особенно профессионального городского ремесла, возникла качественно новая сфера производства, и в историю вошёл качественно новый социальный слой - городские ремесленники, сыгравшие важную роль в развитии общества. При феодализме большое значение для социального положения ремесленников имело тот факт, что земля не играла в ремесле, в отличие от сельского хозяйства, роли главного элемента средств производства. Городские ремесленники были свободны от поземельной зависимости (что не исключало других форм их зависимости) и в этой связи они в большей степени, чем крестьяне, были вовлечены в товарно-денежные отношения.

Возникновение новых форм ремесла было связано с совершенствованием ремесленных орудий труда, повышением профессионального мастерства ремесленников, выделением значительного числа ремесленников-профессионалов и постепенно всё более узкой их специализацией, появлением множества новых ремесленных специальностей, что в своей совокупности привело уже в древнем мире (конец 4-го тыс. до н. э. - середины 1-го тыс. н. э.) к освоению техники производства многих новых, более сложных изделий. Сначала из меди и бронзы, затем из железа (в широких масштабах с 1-го тыс. до н. э.) стали изготовляться усовершенствованные орудия ремесленного и сельскохозяйственного труда, применение которых оказало громадное влияние на всю хозяйственную жизнь, а также более совершенное, чем раньше, оружие: мечи, кинжалы, шлемы, латы и т.д. Ускоряется развитие многих ремёсел, в особенности кузнечного и оружейного. Было улучшено производство тканей из льна, шерсти, а также хлопка (родина - Индия) и шёлка (родина - Китай); для окраски тканей начинают применяться красители. С появлением гончарного круга (вероятно, Двуречье, 4-е тыс. до н. э.) значительно прогрессировало производство керамических изделий, лучшие образцы которых дали античная Греция, Древний Китай. Возникло стекольное производство. Научились изготовлять писчие материалы: папирус (Древний Египет), пергамен.

В раннее средневековье ведущее положение по уровню развития ремесла занимали некоторые страны Азии и Северной Африки (Арабский халифат, государства Средней Азии, Китай и др.). Здесь уже в 1-м - начале 2-го тыс. н. э. существовали города с многочисленным ремесленным населением, которое производило дорогие ткани, оружие, ювелирные изделия, находившие сбыт на отдалённых, в том числе европейских, рынках, умело возводить сложные строительные сооружения и т.д. Мастера этих стран владели методами производства некоторых сортов высококачественной стали (например, дамасской стали, булата), бумаги (Китай, со 2 в.), фарфора (Китай, с 3-5 вв.). В 11-12 вв. начинается быстрое развитие городского ремесла, также в странах Западной Европы. Существование городов, добившихся широкого самоуправления, закрепление за горожанами, в том числе за ремесленниками, особых привилегий (личная свобода, городское право и т.д.), способствовавших превращению городских ремесленников в собственников используемых ими средств производства, а также возникновение развитых форм отраслевых организаций ремесленников (Цехи), защищавших интересы ремесленных мастеров, - всё это создавало особенно благоприятные условия для развития здесь городского ремесла. Большинства средневековых городов было ориентировано на сбыт изделий на местных рынках. Но появились и крупные центры производства ремесленных изделий на более отдалённый рынок. Ведущими отраслями городского ремесла, работавшими на отдалённый рынок, были сукноделие и производство металлических изделий. Основными районами и центрами экспортного сукноделия были Северная и Средняя Италия (г. Флоренция, Сиена, Пиза и др.), Фландрия и Брабант (г. Гент, Брюгге, Ипр, Лувен и др.), центрами обработки металлов и выделки металлических изделий, в том числе на экспорт, - Милан (в частности, оружие), Нюрнберг и др., далеко за пределами Италии были известны венецианские изделия из стекла.

С городским (в первую очередь) ремеслом был связан в средние века прогресс техники. К 13 в. в Западной Европе получил широкое распространение более совершенный, чем ранее, ткацкий станок, в начале 14 века появилась ручная прялка, а в конце 15 - самопрялка с ножным приводом, что значительно повысило производительность труда прядильщиков; стало применяться более совершенное водяное колесо верхнего боя, использовавшееся в сукноваляльном деле, металлургии, металлообработке и др.; в 15-16 вв. начался процесс коренной перестройки металлургии благодаря появлению (середина 14 в.) доменной печи и переделочного процесса. Начало книгопечатания при помощи разборных металлических литер (середина 15 в., Германия) вместе с заменой пергамена бумагой (её производство было освоено в Западной Европе в 14 в.) способствовало появлению сравнительно дешёвой книги. В 14-15 вв. началось производство огнестрельного оружия.

Возникновение капитализма привело к коренному изменению хозяйственного значения и организации ремесла. Уже на ранней стадии развития капитализма, в связи с дальнейшим распространением товарно-денежных отношений, сокращается удельный вес домашнего ремесла и возрастает ремесло на рынок. Многие ремесленники утрачивают положение экономически самостоятельных производителей и попадают в зависимость от купцов-скупщиков, часто приводившую к превращению их фактически в наёмных рабочих, работавших у себя дома на предпринимателя-капиталиста (капиталистическая работа на дому получила особенно широкое распространение в деревне, вне сферы действия цеховой регламентации). Цеховое ремесло, всё ещё широко распространённое, перестало играть прогрессивную роль в техническом и экономическом развитии, уступив её новым формам промышленного производства, происходит упадок и разложение цеховой системы.

После промышленного переворота в ведущих отраслях промышленного производства начинается массовое вытеснение ремесла фабричной промышленностью, основанной на применении машин. Ремесло не выдерживало конкуренции с дешёвыми фабричными изделиями массового производства. В различных областях промышленности процесс вытеснения ремесла протекал с разной степенью интенсивности. В развитых капиталистических странах Р. (на заказ и на рынок) сохранилось главным образом в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий (портные, сапожники, ремесленники, выполняющие работы по починке различных предметов домашнего обихода, краснодеревщики, ювелиры, переплётчики и др.). Пытаясь использовать достижения более развитой машинной индустрии, ремесленники часто применяют в своей производственной деятельности небольшие и недорогие двигатели и машины. В большей степени ремесло сохранилось в экономически слаборазвитых странах, где всё ещё даёт значительную часть продукции, однако и здесь оно вытесняется фабричной промышленностью. В социальном отношении ремесленники - мелкие собственники своих мастерских - представляют собой в условиях капитализма составную часть мелкой буржуазии.

Что такое творчество (определение)

Мы закончили рассмотрение форм деятельности, отражающих различные виды зависимости человека. У нас осталась последняя, форма, адекватно отражающая именно деятельность ЧЕЛОВЕКА. Специально напечатал слово ЧЕЛОВЕК большими буквами, потому, что только эта форма отражает человеческую сущность, его предназначение. Остальные три формы деятельности выражают ту или иную форму зависимости человека. Что бы начать рассмотрение, нам необходимо найти исходные данные. Итак, понятие творчества в современных словарях.

Я предлагаю начать рассмотрение с новейшего философского словаря. Почему, скажу чуть позже. Итак:

ТВОРЧЕСТВО - высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия. Творчество способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Творчество в природе - суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку (см. Синергетика), трактуется в контексте антиэнтропийного потенциала Вселенной. У живых организмов творчество выступает в форме их приспособления к изменениям окружающей среды, в том числе и на уровне качественной корректировки поведенческих сценариев. Согласно К.А.Тимирязеву, процесс создания человеком разнообразных произведений искусства "в значительной мере сходен с процессом совершенствования в природе": Творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового - путем перебора большого количества промежуточных вариантов, а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация всего неудачного...

Во-первых хочется задать Вам уважаемый читатель вопрос. Вы что-нибудь поняли в этом определении? Креативность, имманентно присущая... А как Вам насчет контекста антиэнтропийного потенциала? Не говоря уж об элиминации и того, что я опустил. Честно говоря, определенности это определение не прибавило, а уж как можно это знание приложить на практике вообще не ясно. Но кое-что мы можем выудить даже и из этого "понимания" творчества.

Прежде всего, творчество способствует самосохранению и воспроизведению сущего, посредством качественных трансформаций или изменений его структур. Другими словами, вне творчества, ничего сущего в природе быть не может. Именно оно способствует сохранению и воспроизведению всего сущего. За счет чего осуществляется это сохранение. За счет качественной трансформации. Мы уже касались вопросов стабильности и устойчивости. Так вот именно творчество является гарантом устойчивости существующего миропорядка. Именно оно способствует поддержанию устойчивого состояния мира. Без него сущее просто развалилось бы на кусочки. Те самые структуры, посредством которых и осуществляется трансформация.

Вот такую скромную роль играет творческий человек в проявленном мире. Не мало, и не много. Но из всех известных нам сущностей, способностью к творчеству обладает только человек. Правда не совсем ясно, каким образом осуществляется качественная трансформация, путем перебора большого количества промежуточных вариантов? Но этот нюанс мы опускаем. Это определение творчества показала роль и место человека в структуре мироздания. И честно говоря, ни принижать, ни преувеличивать ее не хочется. Человек в этом определении стоит именно на своем месте. Но продолжим высвечивать суть творчества.

Большая советская энциклопедия

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта творчества как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.

Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия ("бывания"), а не бытия бесконечного и вечного. Созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости ("одержимости") человека к достижению высшего ("умного") созерцания мира, моментом которого и выступает творчество.

Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности подчёркивает значение воли. Человеческое творчество выступает у него, прежде всего, как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное.

Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся теперь прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. Итальянский философ Дж.Вико, например, интересуется человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и философии, то есть, по существу, как творцом истории.

Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную - но в значительной мере случайную - комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона и особенно Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма). Творчество выступает как нечто родственное изобретательству.

Завершенная концепция творчества в 18 в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. "Трансцендентальное" воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания.

Это учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, - гении - творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и иенским романтикам (см. Романтизм), творчество, и прежде всего творчество художника и философа, - высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. Культ творчества и гения у романтиков достигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого Т. (Ф. и А. Шлегели и др.).

В идеалистической философии конца 19-20 вв. творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. При этом, если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу творчества. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном ("Творческая эволюция", 1907, рус. пер. 1909): Творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. Л. Клагес ещё более резко, чем Бергсон, противопоставляет природно-душевное начало как творческое, духовно-интеллектуальному как техническому. Рассматривая творчество культуры и истории, философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет и др.) подчёркивает его уникальный, индивидуально-неповторимый характер.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего" мира. Творческий экстаз, согласно Н. А. Бердяеву ("Смысл творчества", М., 1916), раннему М. Хайдеггеру, - наиболее адекватная форма существования (экзистенции).

В отличие от философии жизни и экзистенциализма, в таких философских направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм и близкие к ним варианты неопозитивизма, творчество рассматривается с односторонне прагматичной точки зрения, прежде всего, как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определённой ситуацией (Дж. Дьюи, "Как мы мыслим", 1910). Продолжая линию английского эмпиризма в трактовке творчества, инструментализм рассматривает его как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи.

Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С. Александер, А. Уайтхед, Э. Гуссерль, Н. Гартман и др.). Большинство мыслителей этого типа в своём понимании творчества ориентируются не столько на естествознание (как Дьюи, П. Бриджмен). сколько на математику (Гуссерль, Уайтхед), выступающую как "так называемая чистая наука". Основой творчества оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление в трактовке творчества оказывается ближе всего к платонизму.

Марксистское понимание творчества, противостоящее идеалистическим и метафизическим концепциям, исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Творческое созидание не есть плод запрограммированной или механически повторяющейся деятельности, это проявление продуктивной активности человеческого сознания, которое, по словам В. И. Ленина, "... не только отражает объективный мир, но и творит его".

Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект Творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.